О гендерных стереотипах и науке во время войны. Интервью с украинскими женщинами-учеными

11 февраля в мире отмечается День женщин в науке. Мы решили расспросить у наших землячек, которые связали свою жизнь с изучением космоса, о том, чем они занимаются во время войны и что их интересовало до нее. У каждой из них есть своя интересная история.

Украинские женщины-ученые

Екатерина Сергеева

Senior Scientist в EOS Data Analitycs

Екатерина Сергеева

1. Что вдохновило вас стать исследователем?

К научной деятельности подтолкнуло стремление идти вперед и расширять горизонты познания, искать ответы на вопросы, до сих пор не исследованные и не раскрытые до конца. Научная деятельность — это постоянный поиск ответов на вызовы настоящего, возможность заглянуть в будущее и прилагать усилия по его формированию. Работать в науке означает взаимодействовать с огромной командой единомышленников из разных уголков мира, объединенных общими целями и общим видением. В конце концов, это призвание, и, вероятно, единственный верный путь.

2. Чем занимаетесь в науке?

Уже более 15 лет занимаюсь созданием методов и алгоритмов анализа геопространственных данных для решения задач природопользования. Большинство проектов, над которыми работаю сейчас и работала в прошлом, опираются на оптические и радарные данные аэрокосмического мониторинга Земли. Свой путь в науке начала с диссертационных исследований экологического состояния горнопромышленных территорий. Большое внимание уделила вопросам поиска месторождений полезных ископаемых, прогнозированию последствий чрезвычайных ситуаций. В целом спектр задач достаточно широкий и включает в себя мониторинг сельскохозяйственных угодий, исследование состояния лесных насаждений, мониторинг влияния промышленности и процессов урбанизации на состояние окружающей среды.

3. Что считаете своим самым большим научным достижением?

Возможность работать над реальными задачами и внедрять в жизнь полученные достижения. На самом деле «живыми» являются решения, способные помочь в тех или иных проблемах общества, определенной группы людей. Очень важны для меня одобрительные отзывы стейкхолдеров относительно предоставленных для них предложений. Наибольшим достижением считаю поиск ответов на актуальные и важные реальные проблемы и вызовы.

4. Что мотивирует вас продолжать работать в сложные времена?

Мир науки отделен от внешних проблем — своего рода отдельная вселенная, надежная и безопасная. В сложные времена очень важна поддержка коллег, а также интерес к своему делу и видение перспектив его развития. Понимание важности научных исследований и реализации призвания вдохновляют на непрерывный поиск и работу при любых внешних обстоятельствах.

5. Как считаете, существует ли гендерная дискриминация в научном сообществе? Если да, сталкивались ли вы с ней?

В научном мире все равны. Мы все — единое сообщество, отличаемся между собой приоритетными направлениями исследований, научным видением и подходами к решению тех или иных вопросов. Мы работаем вместе, дискутируем и прислушиваемся к мнению друг друга без всяких разграничений.

6. Что посоветуете школьникам и студентам, мечтающим стать учеными?

Верить в себя, идти к своей мечте, несмотря на препятствия, которые преподносит нам настоящее. Мир открыт для тех, кто хочет узнать его тайны. Быть ученым — это увлекательное путешествие длиной в жизнь, огромная работа и невероятные усилия, достойные того, чтобы их приложить.

Елена Компаниец

Астрофизик, младший научный сотрудник отдела внегалактической астрономии и астроинформатики ГАО НАН Украины, образовательный куратор научно-популярного лектория Science4Kids, созданного ОО INSCIENCE. Аспирант института физики НАН Украины. Председатель совета молодых ученых ГАО НАН Украины.

Елена Компаниец

1. Что вдохновило вас стать исследователем?

Я выросла в селе Херсонской области, где не было засвечивания неба от ярких фонарей, поэтому звезды там невероятно красивые. В детстве я очень любила фильм «Звездные войны», а еще мы с папой фантазировали на тему: «Что там в космосе?». Думаю, все эти факторы и поддерживали мое любопытство, которое со временем переросло в хобби, а затем и в профессию.

2. Чем занимаетесь в науке?

В центрах большинства галактик есть сверхмассивные черные дыры, и когда на них падает вещество (аккретирует), то говорят, что ядро галактики активно. Я как раз и занимаюсь исследованием активных ядер галактик, используя наблюдательные данные в рентгеновском диапазоне, полученные разными космическими обсерваториями. Также сейчас пытаюсь освоить новую методику, которая позволит анализировать излучение от галактики по всему диапазону электромагнитного спектра. Таким образом, мы сможем получать больше информации о различных компонентах галактики: пыли, газе, звездах и т. д.

3. Что считаете своим самым большим научным достижением?

Хороший вопрос, я пока еще только делаю свои первые шаги в науке, поскольку учусь в аспирантуре и параллельно работаю в обсерватории. Пока я невероятно счастлива, что мы наконец-то опубликовали работу, которая начиналась еще в моем бакалавриате. Сейчас я изменила свое направление работы, и другие результаты на стадии оформления публикации, поэтому пока не могу поделиться.

4. Что мотивирует вас продолжать работать в сложные времена?

Меня мотивируют наши ВСУ и мечты. Мечты, что человечество выберет для себя путь развития. Я верю, что мы обязательно победим, а держаться мне помогает не только работа, но и волонтерство. У нас сдевченками есть ОО под названием «Крылья победы» и мы стараемся делать все, что в наших силах, чтобы помогать ВСУ приближать победу.
Также я образовательный куратор в научно-популярном лектории для детей от INSCIENCE, и наши слушатели мотивируют меня дальше работать и бороться, ведь у них столько вопросов. Дети — наше будущее, и я счастлива, что у меня есть возможность работать с ними.

Гендерная дискриминация существует в головах и мнениях людей, живущих прошлым. Я считаю, что они не стоят того, чтобы тратить на них свои силы. Если вы хотите заниматься наукой, важны только ваши знания, умения и настойчивость. Со всем остальным можно справиться, особенно сейчас, когда мы имеем такое сильное сообщество и количество организаций, поддерживающих женщин.

6. Что посоветуете школьникам и студентам, мечтающим стать учеными?

Быть мечтателями, быть готовыми к тому, что учиться тяжело и не всегда все будет понятно, будет или получаться сразу. Будут ошибки. Но это все неотъемлемая часть нашей жизни. Главное — не сдаваться и выбрать тот раздел науки, который заинтересует и будет вашим внутренним двигателем, чтобы преодолевать трудности.

Кристина Милостная

Reseacher у DRAO (Dominion Radio Astrophysical Observatory) в Канаде. Переехала из Харькова в марте 2022 года.

Кристина Милостная

1. Что вдохновило вас стать исследователем?

Я решила, что хочу быть ученым еще в подростковом возрасте. Желание решать сложные задачи и получать новые знания всегда было моим жизненным ориентиром. Именно наука — это двигатель прогресса и процветания нации. Развитие общества во многом зависит и от развития науки. Таким образом ученые — это люди, которые приносят большую пользу своей стране и человечеству в целом. А именно быть полезным — это основное мое желание. Найти работу, которая будет делать тебя не только полезным, но и счастливым — это для меня должность ученого.

2. Чем занимаетесь в науке?

Я изучаю Солнечную систему и радиоизлучение планет.

3. Что считаете своим самым большим научным достижением?

О, это вопрос из любого собеседования. Если быть откровенной, но не считать научные достижения — то, что я не бросила науку при зарплате в 180$. Я из небогатой семьи и знаю, что такое маленькая зарплата. Но любовь к науке оказалась сильнее. Сейчас я работаю в Канаде. И впервые за 10 лет научной карьеры я могу прокормить семью. Мне бы очень хотелось, чтобы после окончания войны в Украине зарплаты ученых стали достойными. Что касается науки. 8 лет я изучала радиоизлучение планет Солнечной системы. Я защитила кандидатскую диссертацию в возрасте 26 лет. За годы исследований в составе группы РИНАНУ я изучала молнии на Сатурне и проводила их поиск в атмосферах Венеры, Марса и Урана. Мы обнаружили, что молнии на Сатурне в разы мощнее, чем в Земной атмосфере. По характеру их временной структуры мы подтвердили вероятность их межоблачного происхождения. Это дает возможность локализовать их место происхождения — высоту в атмосфере. Это важно для дальнейшего изучения атмосферы Сатурна во многих смыслах, прежде всего для будущих миссий, предусматривающих спуск аппарата в атмосферу.

4. Что мотивирует вас продолжать работать в трудные времена?

Сейчас меня мотивирует моя семья. С первых дней войны на 2 месяца я забыла о работе потому, что пришлось покинуть родной город из-за начала обстрелов. Но когда нужно кормить семью, когда нужно продолжать жить дальше — ты вырываешься из отчаяния и идешь в наступление. Все, о чем я думаю каждый день, — это моя семья. Я — мать, дочь, внучка. Я способна заботиться о своей семье и делаю это. То, что мне повезло остаться в профессии, — это большая удача.

5. Как cчитаете, существует ли гендерная дискриминация в научном сообществе? Если да, сталкивались ли вы с ней?

Существует. Сталкивалась. К счастью, мне повезло, и такого отношения было немного. Была дискриминация во время учебы в университете. От мужчин-студентов и мужчин-профессоров.

6. Что посоветуете школьникам и студентам, мечтающим стать астрономами?

Быть упорными. Действовать активно. Всегда есть разные олимпиады, конкурсы и конференции. К примеру, в Харьковском национальном университете им. В. Н. Каразина мы организовывали «Барабашовские чтения» — маленькую конференцию для школьников и студентов. Именно такие мероприятия — это начало пути во взрослую научную жизнь. Не нужно бояться. Даже если вы не сможете сделать лучший доклад, если забудете текст или вас подвергнут критике — это только практический опыт жизни. Это путь, который будет в любой карьере. Просто делайте, идите вперед. Выигрывает всегда самый настойчивый!

Анастасия Скорик

Кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник РИНАНУ, старший преподаватель кафедры астрономии и космической информатики Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.

Анастасия Скорик

1. Что вдохновило вас стать исследователем?

Об астрономии я мечтала всю свою жизнь. Вдохновила меня детская книжечка, где рассказывали о первых телескопах, о разных созвездиях, а размеры объектов Солнечной системы сравнивали с фруктами. После этого у меня долгое время была мечта посмотреть в настоящий телескоп, которую я осуществила в астрономическом кружке при Харьковском планетарии.

2. Чем занимаетесь в науке?

Я занималась радиоастрономией, исследовала излучение пульсаров и изучала область генерации излучения. А затем занималась автоматическим определением интенсивных импульсов методами машинного обучения.

3. Что считаете своим самым большим научным достижением?

Сейчас мое самое большое научное достижение, пусть простит меня феминистическое движение, — это защита диссертации во время декретного отпуска с двухлетним ребенком. Однако это было лучшее время для защиты, по-моему. Я надеюсь, что мои научные достижения еще впереди.

4. Что мотивирует вас продолжать работать в трудные времена?

К сожалению, сейчас я не провожу активно научные исследования потому, что воспитываю второго маленького ребенка, однако вскоре планирую к ним вернуться. Параллельно я преподаю в университете и занята другие ненаучными проектами, связанными с астрономией: разрабатываю софт для астрофотографии и провожу занятия с детьми. Работа дает ощущение завтрашнего дня, которое у нас украла страна-террорист, вместе с нашими территориями, согражданами и электроэнергией.

Я не сталкивалась с гендерной дискриминацией на рабочем месте, за исключением мелких глуповатых шуток, на которые не обращаю внимания. Мне повезло, потому что знаю истории очень умных девушек, которых держали в команде для оформления грантов и другой бумажной работы. У меня есть определенные трудности в научной карьере, которые связаны с тем, что я женщина и мать, поэтому я должна много времени уделять семье. Но это мой сознательный выбор. Кроме того, у мужчин с семьей также существуют дополнительные нагрузки и обязанности.

6. Что посоветуете школьникам и студентам, мечтающим стать астрономами?

Астрономия — это замечательная наука! Я до сих пор смеюсь, что стоило стать астрономом хотя бы для того, чтобы наблюдать реакцию людей, когда ты рассказываешь о своей профессии: «Неужели у нас такое существует?!» Астрономия дает очень широкий спектр знаний, которые можно использовать во многих отраслях. Это умение работать с данными, информационные технологии, широкое мировоззрение и прививка от псевдонаучной ереси. Так что если вы решили связать свою жизнь с этой наукой, не раздумывайте и не тяните. Оно того стоит!