Число спутников Юпитера увеличилось до 92

Юпитер является «королем» планет Солнечной системы. Он самый большой, самый массивный, имеет самые большие вихри, мощное магнитное поле и держит в своем гравитационном плену десятки спутников. Вроде бы этого было достаточно, но похоже, что Юпитер побил собственный рекорд по количеству спутников. Ученые открыли у него еще 12 малых лун, в результате чего общее их количество достигло колоссальных 92.

У Юпитера есть рекордное количество спутников в Солнечной системе
У Юпитера есть рекордное количество спутников в Солнечной системе. Фото: Unsplash

Астроном Скотт Шеппард из Научного института Карнеги в Вашингтоне, округ Колумбия, сообщил о результатах своих наблюдений за последние два года, итогом которых было обнаружение дюжины новых спутников. В последние недели Центр малых планет Международного астрономического союза опубликовал отчет об орбитах новых безымянных лунах, тем самым официально подтвердив их существование.

Юпитер отбирает первенство у Сатурна по количеству лун. Конкурирующий кольцевой газовый гигант имеет лишь 83 известных спутника. По данным Sky and Telescope, все открытые луны слишком малы, чтобы дать им названия. Эти минилуны считаются остатками гораздо более крупных спутников, которые разрушились миллионы лет назад в результате столкновения с неизвестным объектом.

Орбиты спутников Юпитера
Орбиты спутников Юпитера. Более крупные, прогрессивные спутники Галилея изображены фиолетовым цветом, группа Гималии — синим, а Карпо — голубым. Наружные ретроградные спутники отображаются красным. Автор изображения: Скотт Шеппард

Из дюжины новых спутников девять вращаются вокруг Юпитера ретроградно, то есть они двигаются вокруг планеты в противоположном направлении к внутренним спутникам. Из-за большого расстояния от планеты этим объектам требуется по меньшей мере от 340 до 550 дней, чтобы завершить один оборот.

Расстояние от наклона орбит спутников Юпитера
Расстояние от наклона орбит спутников Юпитера. Автор изображения: Скотт Шеппард

Остальные три спутника лежат между большими близкими спутниками Галилея и далекими ретроградными объектами. Два из них расположены в группе Гималии, которая вращается вокруг Юпитера на расстоянии от 11 до 12 миллионов километров, а другая принадлежит к группе Карпо, расположенной примерно в 17 миллионах километров от Юпитера.

Вполне возможно, что общее количество космических последователей Юпитера даже больше. Открытие новых небольших объектов затрудняется из-за бликов от огромной планеты. Возможно, в будущем астрономы смогут открыть еще больше спутников, когда получат более совершенные инструменты для наблюдений окрестностей газового гиганта.

Рекомендуем проверить себя в интерактивном тесте — Что вы знаете о спутниках Юпитера?

По материалам iflScience