Черная дыра в далекой галактике вспыхнула и поменяла полярность

Ученые наблюдают за сверхмассивной черной дырой в галактике 1ES 1927+654. За короткий промежуток времени, измеряемый месяцами и годами, она увеличила свою яркость в 100 раз. Ученые считают, что у этого монстра перевернулись магнитные полюса.

Черная дыра: что-то в аккреционном диске изменило магнитное поле
Черная дыра: что-то в аккреционном диске изменило магнитное поле. Источник: www.caltech.edu

Что происходит в галактике 1ES 1927+654

1ES 1927+654 — это галактика с активным ядром. Сверхмассивная черная дыра в ее центре излучает огромное количество энергии преимущественно в рентгеновском и радиодиапазоне. Однако осенью 2017 года с ней стали происходить удивительные вещи. И без того яркий объект в течение нескольких месяцев увеличил свою яркость в 100 раз.

Обычно сверхмассивные черные дыры в центрах звездных систем — это объекты, эволюция которых длится миллионы и сотни миллионов лет. Однако монстр в центре 1ES 1927+654 заставил ученых предположить, что некоторые активные ядра галактик претерпевают значительные изменения за промежутки времени, измеряемые месяцами.

В частности, вспышка в 1ES 1927+654 оказалась достаточно кратковременной. Семь гигантских телескопов, наблюдавших за галактикой все эти годы, увидели, как ее яркость сначала быстро росла, а затем не менее быстро вернулась в норму.

Как изменилась черная дыра в центре галактики

Понимание происходящего с черной дырой в центре далекой галактики пришло к ученым благодаря событиям, которые произошли в 2021 году и тогда же были подтверждены наблюдениями. Магнитное поле черной дыры изменило полярность. Это означает, что ее северный магнитный полюс стал южным и наоборот.

Само гигантское тело не переворачивалось. Но при этом наблюдалось другое явление: рост излучения в ультрафиолетовом спектре без увеличения рентгеновского излучения.

Только одно событие, по мнению ученых, могло повлиять на черную дыру таким образом. В ее аккреционный диск попало большое количество электрически заряженного вещества, и он наклонился, излучая больше ультрафиолета. Магнитное поле кольца оказалось направленным в противоположную сторону относительно черной дыры и при этом более сильным. Именно это событие и привело к инверсии полюсов самого объекта.

Насколько быстро эволюционирует черная дыра

Простое объяснение событий с черной дырой в галактике 1ES 1927+654 несколько сенсационно с учетом масштаба объекта. Сама по себе сингулярность имеет размер, сопоставимый с Солнечной системой. Размер же аккреционного диска активного ядра галактики может измеряться световыми годами.

До сих пор ученые считали, что «быстро» для подобных объектов это то, что происходит в течение тысяч лет. Но теперь становится ясно, что поглощение черными дырами объектов звездной массы может происходить за считанные месяцы.