Частная миссия впервые вырастит на орбите стволовые клетки

Астронавты частной миссии Ax-2, которая стартует в конце мая, попытаются впервые вырастить в космосе стволовые клетки. Последние способны превращаться в клетки любого типа, поэтому они незаменимы для лечения многих заболеваний. Возможно, именно на орбите их получится получить в достаточном количестве.

Плюрипотентная ствольная клетка под микроскопом
Плюрипотентная стволовая клетка под микроскопом. Источник: Cedars-Sinai

Частная космическая миссия

Астронавты миссии Ax-2, организованной компанией Axiom Space, попытаются вырастить в космосе плюрипотентные стволовые клетки. Полет должен начаться 21 мая 2023 года в 23:37 по киевскому времени. Четверо астронавтов, подготовка которых была полностью частной, полетят на Международную космическую станцию на корабле компании SpaceX.

С собой они повезут груз из плюрипотентных стволовых клеток, которые способны превращаться в любые клетки в организме человека. Впервые в истории их поместят в питательную среду в невесомости и попытаются добиться нормального разделения и превращения в три основных типа клеток.

Работа будет проводиться под руководством Института регенеративной медицины Cedars-Sinai. Его представители прибудут на космодром за неделю до старта и привезут с собой образцы. Миссия будет длиться неделю, но она заложит основу для будущих длительных исследований стволовых клеток в невесомости.

Ax-2 станет второй миссией, которую Axiom Space организовала и осуществила на борту МКС. Первая, Ax-1, была запущена на борту SpaceX Falcon 9 в апреле 2022 года. Она доставила четырех частных астронавтов к орбитальной лаборатории на более чем две недели. Это была первая полностью частная миссия Международной космической станции.

Почему стволовые клетки будут выращивать в космосе

Плюрипотентные стволовые клетки обычно существуют в зародыше человека на определенном этапе его существования. Они способны превращаться в три основных типа клеток, из которых построен человеческий организм. Затем еще больше дифференцируются, чтобы образовать различные клетки и органы.

Для исследований на борту МКС плюрипотентные стволовые клетки специально создали из обычных взрослых клеток, вернув их в исходное состояние. Именно со стволовыми клетками ученые связывают надежды на преодоление многих болезней, которые сейчас считаются неизлечимыми. Проблема заключается лишь в том, что эти биологические материалы остаются дорогостоящим искусственным товаром. Гравитация Земли мешает им до бесконечности делиться без изменения состояния.

Именно поэтому большую надежду ученые возлагают на выращивание стволовых клеток в невесомости. Потенциально это позволит получать их миллиардами. Но до сих пор остается загадкой, не даст ли невесомость какой-либо другой эффект и как на биологические процессы повлияет повышенный уровень радиации на орбите.

Источник www.space.com.