Ближайшая карликовая планета пройдет противостояние в равноденствие

В нынешнем году весеннее равноденствие приходится на 20 марта. Центр солнечного диска пересечет небесный экватор и перейдет в северное полушарие неба в 23 часа 20 минут по киевскому времени, или же в 21:20 по всемирному времени. В тот же день произойдет противостояние Цереры (1 Ceres) — ближайшей карликовой планеты и первого тела, открытого в Главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Чем интересно такое совпадение?

Сам термин «противостояние» (оппозиция) означает, что два небесных тела находятся в противоположных точках небесной сферы. Астрономы обычно используют его в более узком смысле — для обозначения такой конфигурации, когда планета, комета или астероид кульминируют ровно через половину суток после Солнца. Поэтому полное название должно звучать как «противостояние Солнцу по прямому восхождению». Конечно, объект, который проходит ее, не обязан находиться точно напротив нашего светила, да это чаще всего и невозможно. Чтобы это произошло, он должен двигаться точно в плоскости эклиптики, или хотя бы линия пересечения плоскости его орбиты с орбитой Земли должна быть параллельной линии пересечения эклиптики с земным экватором. В конфигурации противостояния в день весеннего равноденствия такое тело располагалось бы на небе в точке осеннего равноденствия, и наоборот.

Орбиты Юпитера, Цереры и внутренних планет Солнечной системы

На самом деле в природе таких идеальных совпадений не бывает, и Цереры это касается в полной мере. Ее орбита наклонена к эклиптике на 10,6°, а во время противостояний она может отклоняться от нее еще почти вдвое сильнее (поскольку подходит ближе к Земле). Поэтому 20 марта 2023 года она будет находиться в 17° от точки осеннего равноденствия. К счастью для жителей наших широт, это будет означать, что карликовая планета окажется в 15° к северу от небесного экватора, а значит, на территории Украины сложатся достаточно благоприятные условия для ее наблюдений. 27 марта она пройдет на фоне галактики M100 в созвездии Волос Вероники.

Путь Цереры по созвездию Волос Вероники в марте-апреле 2023 года. Голубым цветом обозначены галактики. Источник: Dominic Ford 2011-2023

Несложно понять, что осенние противостояния Цереры, во время которых она приближается к точке весеннего равноденствия в созвездии Рыб, с точки зрения ее положения на небе для жителей северных широт окажутся гораздо менее удачными. Во время них она имеет отрицательное склонение и не поднимается над горизонтом так высоко, как в марте-апреле текущего года. В то же время жители Южного полушария в таких случаях будут иметь преимущество.

Еще одно обстоятельство делает нынешнюю оппозицию незаурядной, теперь уже с точки зрения всей нашей планеты. В начале декабря прошлого года Церера прошла перигелий и до сих пор находится на близком к Солнцу участке своей орбиты. 20 марта она удалится на 2,568 а.е. (384 млн км) от нашего светила, при том, что минимально возможное расстояние между ними составляет 2,55 а.е. (381 млн км). От Земли в день противостояния карликовую планету будет отделять 1,599 а.е. (239 млн км). При среднем диаметре 940 км угловой размер ее диска превысит 0,8 секунды, а видимый блеск — 7-ю звездную величину. Это позволит мощным наземным и космическим обсерваториям получить более четкие изображения этого объекта.

Снимки двух полушарий Цереры, сделанные 19 февраля 2015 года космическим аппаратом Dawn (NASA) с расстояния около 40 тыс. км

Интересно, что на самой Церере смены сезонов, связанных со склонением Солнца, не наблюдается, а равноденствия там достаточно условны. Дело в том, что ее экватор наклонен к плоскости орбиты всего на 4°, поэтому ее орбитальное движение практически не влияет на продолжительность дня и ночи (вообще Церера совершает оборот вокруг собственной оси чуть более чем за 9 часов). Значительно более ощутимым фактором для нее является сравнительно большой орбитальный эксцентриситет, составляющий 0,116 — больше, чем у Марса. Следовательно, сейчас на карликовой планете царит лето длительностью почти 14 земных месяцев, но уже скоро оно закончится, и там начнется такая же долгая глобальная осень. Общая же длительность церерианского года превышает 55 месяцев (4,6 земных лет, или же 1682 дня).