Бетельгейзе восстанавливает яркость после странного затмения

Сидя на плече созвездия Ориона, Бетельгейзе является одной из самых ярких звезд на небе. Однако в начале 2019 года массивное светило претерпело загадочное затмение, которое было видно даже астрономам-любителям. Этот феномен некоторые ученые объясняли тем, что звезда начала переходить в следующую фазу сверхновой и скоро разразится взрывом, а мы станем свидетелями этого события. Однако красный сверхгигант теперь, похоже, восстанавливает свою яркость после загадочного затмения.

Звезда Бетельгейзе – иллюстрация
Бетельгейзе. Иллюстрация

Детальная последовательность событий, собранная на основе наблюдений, свидетельствует о том, что звезда претерпела гигантский поверхностный выброс массы (SME), вырвавший большой кусок видимой поверхности Бетельгейзе. Событие было настолько огромным, что выбросило в 400 млрд раз больше массы, чем типичный корональный выброс массы на Солнце. Ученые считают, что вследствие поверхностного выброса массы образовалось колоссальное облако пыли, повлекшее затемнение. Пока звезда «выздоравливает», но все еще ощущает последствия катастрофического события.

Изменение яркости Бетельгейзе в период с 2019 по 2020 год. Источник: ESO/M. Montargès et al.

Согласно наблюдениям, фотосфера звезды — самая низкая часть атмосферы светила и видимый для нас слой — перестраивается. Взрыв Бетельгейзе, по идее, был вызван конвективным шлейфом диаметром более 1,6 млн км, который вырывался из глубины звезды. Шлейф мог нарушить конвекционные ячейки, вызывавшие регулярную пульсацию. Несмотря на то, что 400-дневный период смены яркости Бетельгейзе исчез, возможно, это временно. Астрономы наблюдали эти регулярные колебания яркости в течение 200 лет.

Несмотря на ажиотаж, вызванный Бетельгейзе в 2019 году, это событие не считается доказательством того, что звезда в ближайшее время станет сверхновой. Однако если это произойдет, гибель Бетельгейзе будет видна с Земли даже днем.

Ранее мы сообщали о том, как спутник для наблюдения за погодой помог разгадать загадку Бетельгейзе.