«Бенгальские огни» помогут предсказать солнечные вспышки

Используя данные, собранные миссией SDO, команда американских исследователей идентифицировала микровспышки в верхних слоях солнечной атмосферы. Они возникают над регионами, которые в будущем, с большой долей вероятности, могут стать источниками полноценных вспышек.

Снимки активного региона Солнца показывают, как он выглядел в экстремальном ультрафиолете за сутки перед вспышкой и за сутки перед затишьем. Источник: NASA/SDO/AIA/Dissauer et al. 2022

Ученые пришли к этому выводу в ходе анализа архива снимков SDO. Они изучили изображения активных областей на Солнце, сделанные за прошедшие восемь лет в ультрафиолетовом и экстремальной части ультрафиолетового диапазона. Оказалось, что практически каждому мощному проявлению солнечной активности предшествовало появление в короне небольших вспышек. Ученые образно сравнили их с бенгальскими огнями, за которым следует фейерверк.

Эта информация может существенно улучшить точность прогнозов космической погоды. В настоящее время Солнце входит в новый цикл своей активности. Это значит, что оно будет производить все больше и больше вспышек и корональных выбросов массы.

Увеличение солнечной активности определенно окажет значительный эффект как на нашу планету, так и околоземную орбиту. Мощные вспышки могут приводить к перебоям в связи и оказывать негативное влияние на космические аппараты, находящиеся за пределами защитного зонтика земной магнитосферы. Также повышенная активность способствует «раздуванию» земной атмосферы, что в свою очередь ускоряет сход с орбиты спутников.

Не стоит забывать и про пилотируемую космонавтику. Конечно, солнечные вспышки не могут причинить вред МКС, которая защищена магнитным полем Земли от опасного излучения. Однако экспедиции к Луне будут лишены подобной роскоши. Поэтому, вопрос заблаговременного прогнозирования мощных солнечных вспышек, является первоочередной задачей при подготовке пилотируемых миссий в дальний космос.

Напомним, что недавно NASA завершила миссию Geotail, занимавшуюся изучением взаимодействия земной магнитосферы и солнечного ветра.