Астрономы уличили мертвую звезду в каннибализме

Используя данные телескопа Hubble, а также других обсерваторий NASA, американские астрономы сумели обнаружить необычный белый карлик, получивший обозначение G238-44. Особенность мертвой звезды заключается в том, что она активно поглощает каменно — металлические астероиды и ледяные тела, находящиеся на довольно большом расстоянии от нее.

Смерть звезды

В прошлом G238-44 был звездой, напоминавшей наше Солнце. После того как светило исчерпало запасы своего водородного горючего, оно начало расширяться, став красным гигантом. Затем умирающая звезда сбросила в окружающее пространство большую часть своей атмосферы. От нее осталось лишь сжавшееся и постепенно остывающее ядро. Именно такие объекты и называют белыми карликами.

Белый карлик
Белый карлик в представлении художника. Источник: NASA, ESA, Joseph Olmsted (STScI)

Астрономы давно подозревали, что фаза красного гиганта и последующий сброс им оболочки, дестабилизируют звездную систему. За годы наблюдений им удалось найти несколько белых карликов, поедающих обломки планет и астероиды. Однако G238-44 показал, что ученые недооценивают масштаб подобных событий, а также возможности белых карликов по поглощению вещества.

Космический каннибализм

Одна из ключевых особенностей белых карликов заключается в том, что любой химический элемент тяжелее водорода и гелия, достаточно быстро «тонет» в нем, оседая  в более глубоких слоях, ближе к ядру. Это значит, что если в спектре белого карлика есть какие-либо отличные от водорода и гелия элементы — значит недавно он поглотил какой-то объект.

В ходе спектрального анализа G238-44 астрономам удалось идентифицировать большое количество различных элементов. Среди них азот, кислород, магний, кремний и железо. Обнаружение железа в очень больших количествах свидетельствует о захвате карликом металлических тел — астероидов или обломков каменных планет. А неожиданно высокое содержание азота указывает на то, что он поглощает ледяной объект вроде тех, что населяют пояс Койпера на окраине Солнечной системы.

G238-44
Возможное строение системы белого карлика G238-44. Источник: NASA, ESA, Joseph Olmsted (STScI)

По словам ученых, находка говорит о том, что гравитационное влияние белых карликов простирается намного дальше, чем считалось ранее, и они способны поглощать тела, находящиеся на весьма удаленных орбитах. Открытие также интересно тем, что дает возможность оценить химический состав экзопланет. Согласно популярной гипотезе, в свое время  именно ледяные объекты доставили воду и органические соединения на Землю. G238-44 демонстрирует, что такие тела должны быть широко распространены в других звездных системах.

Вы также можете почитать о недавней гипотезе ученых, согласно которой  гигантские искусственные космические объекты, известные как сферы Дайсона, стоит искать вокруг белых карликов.