Астрономы создали «ремикс песни» черной дыры

Команда исследователей из NASA опубликовала аудиозапись, позволяющую услышать «песню» сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре скопления Персея. Этот гигант, масса которого превосходит солнечную в 800 млн раз, расположен на расстоянии примерно 240 млн световых лет от Земли.

Как услышать черную дыру

Как известно, большая часть космического пространства представляет собой вакуум, где нет среды для распространения звуковых волн. Однако ситуация меняется, если речь идет о массивных скопления, содержащих тысячи галактик, окруженных огромными облаками разогретого до миллионов градусов газа.

Еще в 2003 году астрономы обнаружили, что черная дыра в центре галактического скопления Персея производит рябь в окружающем ее горячем газе. Эту рябь можно преобразовать в ноту, находящуюся примерно на 57 октав ниже средней «С» (или до).

В ходе недавнего исследования команда астрономов из NASA использовала полученные телескопом Chandra записи звуковых волн черной дыры, чтобы преобразовать их в «песню», которую мог бы услышать человек. Вначале ученые выделили волны, движущиеся в радиальном направлении (т. е. от черной дыры наружу). Затем астрономы преобразовали их в диапазон человеческого слуха путем масштабирования вверх на 57 и 58 октав выше их истинной высоты тона. Другими словами, на опубликованной записи слышны звуки с тоном в 144 квадриллиона и 288 квадриллионов раз выше, чем они звучат на самом деле.

Звуки черной дыры в галактике М87

Исследователи из NASA создали аналогичный «ремикс» и для черной дыры в центре галактики М87. Именно ее тень была запечатлена на знаменитом снимке, опубликованном в 2019 году.

Историческое изображение тени черной дыры в галактике M87. Источник: EHT Collaboration

Получившаяся запись базируется на данных, собранных тремя обсерваториями: ALMA (радиодиапазон), Hubble (видимый диапазон) и Chandra (рентгеновский диапазон). Радиоволны были образованы в самые низкие тона, оптические данные — в средние, рентгеновские лучи — в самые высокие.

Опубликованный NASA ролик также содержит три визуальных блока, позволяющих отождествить «песню» черной дыры с различными частями ее гигантского джета. Вверху показаны данные, собранные рентгеновским телескопом Chandra, в центре — результаты наблюдений Hubble, внизу — данные радиотелескопа ALMA. Самая яркая часть изображения соответствует непосредственно самой черной дыре, масса которой в 6,5 млрд раз превосходит солнечную.