Астрономы раскрыли загадку астероида-кометы

Команда американских астрономов сумела определить состав хвоста астероида Фаэтон. Исследование показало, что в основном он состоит из натрия, а не из пыли, как считалось ранее.

Астероид-комета

Фаэтон был открыт в 1983 году. Он стал первым в истории астероидом, найденным на снимках, полученных космическим аппаратом. Шестикилометровый объект сразу привлек внимание ученых своими необычными орбитальными характеристиками. Дело в том, что Фаэтон движется по весьма вытянутой орбите, пересекающей орбиты всех планет земной группы. Ее перигелий проходит на расстоянии всего 21 млн км от солнечной поверхности.

Радарные изображения астероида Фаэтон, полученные в 2017 году радиотелескопом Arecibo. Источник: Arecibo Observatory/NASA/NSF

Практически сразу же после открытия Фаэтона астрономы заподозрили, что он как-то связан с метеорным потоком Геминиды, который ежегодно наблюдается в первой половине декабря. Дело в том, что элементы орбиты астероида практически совпадают с орбитальными параметрами потока. Было выдвинуто предположение, что у Фаэтона есть протяженный пылевой хвост. Каждый раз, когда Земля проходит через него, это приводит к возникновению Геминид.

Природа хвоста Фаэтона

В 2009 году обсерватория STEREO подтвердила это предположение, впервые сфотографировав хвост Фаэтона. Девять лет спустя зонд Parker получил более детальное изображение хвоста, которое удивило ученых. Анализ показал, что он содержит намного больше материала, чем Фаэтон мог бы потерять во время прохождения перигелия.

Астероид Фаэтон в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/IPAC

После этого было выдвинуто предположение, что на самом деле хвост Фаэтона состоит не из пыли, а из натрия. Каждый раз, когда астероид проходит перигелий, солнечное излучение разогревает его поверхность до температуры в 750 °C. Это приводит к тому, что содержащийся в породах астероида натрий, переходит в парообразное состояние, и через трещины просачивается наружу.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, команда американских исследователей обратилась к фотографиям Фаэтона, сделанным обсерваторией SOHO во время его последнего перигелия в 2022 году. Кроме того, они просмотрели архивные снимки астероида, сделанные в период с 1997 по 2022 год.

Хвост астероида оказался ярким на снимках, сделанных при помощи фильтра, способного зафиксировать натрий. Однако он не был виден на снимках, сделанных с использованием пылевого фильтра. Кроме того, форма хвоста и то, как он становился ярче, когда Фаэтон проходил мимо Солнца, точно соответствовали моделям, в которых он состоял из натрия, а не из пыли.

Сравнение снимков астероида Фаэтон, сделанных при помощи натриевого (слева) и пылевого (справа) фильтра. Источник: ESA/NASA/Qicheng Zhang

Но если хвост Фаэтона состоит не из пыли, а из натрия, возникает один важный вопрос: что же является источником метеорного потока Геминиды? И ученые могут дать ответит на этот вопрос. Они считают, что несколько тысяч лет назад Фаэтон выбросил миллиарды тонн вещества в космос. Это могло произойти по нескольким причинам. Например, в ходе крупного столкновения, или из-за того, что астероид распался вследствие слишком быстрого вращения.