Астрономы открыли вспышки микроновых

При помощи Очень большого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO) астрономы пронаблюдали новый вид звездных взрывов — вспышки микроновой. В ходе каждого подобного события, происходящего на поверхности некоторых звезд, всего за несколько часов сжигается количество вещества, эквивалентное примерно 3,5 млрд Великих пирамид Гизы.

Что такое микроновая

По человеческим меркам, микроновые являются весьма мощными взрывными событиями, но в астрономических масштабах они все же не очень заметны. Их вспышки приводят к выделению гораздо меньшего количества энергии, по сравнению с хорошо знакомыми астрономам взрывами новых. Оба процесса объединяет то, что они происходят на белых карликах — мертвых звездах с массами примерно, как у Солнца, но по размеру сравнимых с Землей.

Микроновая в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser, L. Calçada

Белый карлик в двойной системе может отбирать вещество (в основном, водород) у своей звезды-компаньона, если оба объекта расположены достаточно близко друг к другу. Когда газ падает на очень горячую поверхность белого карлика, ядра водорода сливаются в гелиевые, что сопровождается выделением взрывной энергии. При вспышке новой эти термоядерные взрывы охватывают всю поверхность звезды, заставляя ее ярко светиться несколько недель.

Подобные взрывы происходят и в случае микроновых, но в меньшем масштабе и быстрее — всего за несколько часов. Они наблюдаются на некоторых белых карликах, обладающих сильным магнитным полем, которое направляет потоки вещества к магнитным полюсам звезды. Именно там и происходит ядерное горение водорода. Мощность этих взрывов составляет примерно одну миллионную от энергии вспышки новой. Отсюда и название — «микроновая».

В то же время, хоть приставка «микро» указывает на малый масштаб событий, стоит иметь в виду, что при каждой из таких вспышек сгорает около 20 000 000 трлн кг вещества. Это эквивалентно примерно 3,5 млрд Великих пирамид Гизы.

Открытие микроновых

Астрономы впервые заметили  длящиеся несколько часов микровзрывы, анализируя данные, полученные спутником TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), который был запущен NASA для поиска экзопланет. В общей сложности, исследователи обнаружили три микроновых. Две вспышки произошли на известных белых карликах. Но для того, чтобы подтвердить статус белого карлика для звезды, на которой случилась третья вспышка, пришлось выполнить дополнительные наблюдения с приемником X-shooter, смонтированным на VLT. В последующем ученым удалось подтвердить, что все события были порождены белыми карликами.

Микроновая в представлении художника. Источник: Mark Garlick

Открытие микроновых — важное дополнение «галереи» взрывных событий, связанных со звездами. Теперь астрономы планируют «поймать» другие такие же трудноуловимые явления, что потребует широкомасштабных обзоров неба и быстрых измерений обнаруженных вспышек.

Напомним, что ранее мы писали об обнаружении планеты в зоне жизни белого карлика.