Астрономы обнаружили новорожденную планету в протопланетном диске

Ученые опубликовали данные десяти лет наблюдений за системой HD169142. Они нашли в протопланетном диске, который окружает звезду, щель, а в ней — точечный источник сигнала. Похоже, что это — новорожденная планета.

Планета в газопылевом диске
Планета в газопылевом диске. Источник: NASA

Новорожденная планета

Ученые опубликовали данные своих наблюдений системы HD169142, которые они вели в течение 10 лет. Ее плоскость практически перпендикулярна лучу нашего зрения, поэтому астрономы могут ее хорошо изучить. Это очень молодая звезда, которую окружает плотный протопланетный диск.

Именно в нем команда ученых смогла обнаружить щель. Она находится в 37 а.е. от звезды. Поскольку система находится в процессе формирования планет, то логично было предположить, что наличие этого промежутка связано с этим процессом.

И действительно, вскоре ученые обнаружили крошечный точечный источник, который движется в щели и может быть только планетой. Кроме того, они обнаружили, что кромки щели очень яркие и от них к звезде тянутся спиральные структуры. Все это хорошо согласуется с современными представлениями о том, как происходит процесс образования планет.

Формирование планеты

По оценкам астрономов, планета в системе HD169142 уже достигла массы Юпитера, но все еще продолжает формироваться. Она еще будет некоторое время расти, извлекая из окружения все больше и больше газа.

Новорожденная планета в системе HD169142
Новорожденная планета в системе HD169142. Источник: Hammond et al.

А вот относительно других планет в этой системе ученые ничего пока сказать не могут. Вполне возможно, они тоже формируются, но значительно меньше, и образованных ими щелей просто не видно. А может быть, они сформируются чуть позже.

О том, как из протопланетных дисков образуются газовые гиганты и землеподобные планеты, мы все еще знаем очень мало. Именно такие наблюдения предоставляют ученым фактический материал, который может подтвердить те или иные компьютерные модели.

По материалам Рhys.org.