Астрономы обнаружили металлический «шрам» на звезде-каннибале

Используя Очень Большой телескоп ESO (VLT), исследователи обнаружили повышенную концентрацию металлов на белом карлике. Этот «шрам» остался после того, как он поглотил фрагмент одной из некогда обращавшихся вокруг него планет.

Судьба планет в системах белых карликов

Звезды, подобные нашему Солнцу, в конце своей жизни превращаются в красных гигантов, уничтожая находящиеся рядом с ними тела. Потом они сбрасывают атмосферу, и от них остается лишь ядро, которое постепенно остывает и превращается в белого карлика.

Земля и превратившееся в красного гиганта Солнце в представлении художника. Источник: wikipedia

На сегодняшний день астрономы накопили немало свидетельств того, что подобные космические «угли» способны поглощать обращающиеся вокруг них остатки планет. Ранее считалось, что в таких случаях их вещество равномерно перемешивается по поверхности белого карлика. Но результаты недавних наблюдений, выполненных при помощи VLT, показывают, что это не так.

Металлический «шрам» на белом карлике

Открытие было сделано в ходе изучения белого карлика WD 0816-310, расположенного на расстоянии 63 световых лет от Солнца. Астрономам удалось найти повышенную концентрацию металлов в его спектре. Поскольку все элементы тяжелее водорода и гелия довольно быстро «тонут» внутри белых карликов, это говорит о том, что недавно WD 0816-310 поглотил какой-то объект. По мнению ученых это был планетарный фрагмент диаметром около 500 км, что сопоставимо с размерами астероида Веста.

Поглощающий остатки планет белый карлик в представлении художника. Источник:
ESO/L. Calçada

Однако  самым необычным является то, что содержание металлов на поверхности карлика меняется с интервалом в несколько дней и коррелирует с его вращением и магнитным полем. Это говорит о том, что они сконцентрированы в определенной области — а точнее говоря, на одном из  магнитных полюсов. По всей видимости, магнитное поле мертвой звезды притянуло металл, создав своеобразный «шрам».

В будущем астрономы могли бы изучать подобные «шрамы», чтобы определять химический состав экзопланет. Кроме того, открытие наглядно демонстрирует, что планетарные системы могут оставаться активными даже после смерти звезды.

Ранее мы рассказывали об обнаружении наименьшей известной звезды, компаньоном которой является белый карлик.