Астрономы не нашли гало из темной материи у галактик в скоплении Печи

Команда европейских астрономов выполнила наблюдения ряда карликовых галактик и не нашла подтверждения тому, что они окружены гало из темной материи. Этот результат противоречит стандартной космологической модели.

Скопление галактик в созвездии Печи. Источник: ESO

Согласно стандартной космологической модели, подавляющее большинство галактик окружено гало, состоящим из частиц таинственной темной материи. Она не участвует в электромагнитном взаимодействии и поэтому недоступна прямому наблюдению. В то же время, ее можно обнаружить по гравитационному воздействию на соседние галактики.

Группа европейских астрономов решила провести проверку положений стандартной модели. Для этого они использовали карликовые галактики в созвездии Печи. В теории, гало из темной матери должны защищать их от приливных взаимодействий, вызванных воздействием гравитации их соседей. Поэтому, ученые проанализировали ожидаемый уровень возмущения, который испытывают карликовые галактики, и затем сравнили его с реальными снимками скопления.

Оказалось, что часть карликовых галактик в Скоплении Печи имеет искаженную форму, что свидетельствует об отсутствии стабилизирующего эффекта со стороны гало темной материи. Кроме того, ученые сравнили наблюдаемую картину с теоретическими расчетами уровня искажения в зависимости от внутренних свойств галактик и их удаленностью от центра скопления. Оказалось, что если объяснять искажения в рамках стандартной модели, то галактики должны были уже разрушиться.

Напомним, что ранее астрономы уже нашли несколько галактик, не имеющих гало из темной материи. Согласно наиболее популярной версии, они потеряли его вследствие столкновений со своими соседями.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп James Webb обнаружил следы древнейшей темной материи.