Астрономы нашли в рентгеновском диапазоне новую «корову»

Астрономы из Калифорнийского технологического университета открыли необычно яркую сверхновую типа cow, то есть «корова». 2020mrf — только пятый такой объект, известный людям. До сих пор остается неясным, какие процессы приводят к образованию этого вида сверхновых.

Сравнение нормальной сверхновой и  «коровы»
Сравнение обычной сверхновой и «коровы». Источник: Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Чрезвычайно яркая сверхновая AT2020mrf

Изображение сверхновой AT2020mrf было получено еще в 2020 году с помощью российско-германского телескопа «Спектр-РГ». Но о том, что это очень необычная сверхновая, стало известно только в конце 2021-го, после публикации астрономов из обсерватории Паломар. Они объявили, что это объект класса cow. Этот класс открыт относительно недавно — в 2018 году.

Свое название он получил благодаря необычной сверхновой AT2018cow. Последние три буквы в ее названии были сгенерированы компьютером и образовали английское слово cow («корова»). Этот объект был примерно в десять раз ярче любой другой сверхновой. Во-вторых, через год после взрыва он оставался примерно в 200 раз ярче, чем обычная сверхновая после такого срока. Полученная картина не соответствовала ни сценарию рождения сверхновой, ни рождению черной дыры. Ученые поняли, что открыли новый класс объектов.

Новая «корова» интересна тем, что была обнаружена не в видимом диапазоне, а в рентгеновском. Более того, AT2020mrf в рентгеновском диапазоне примерно в 20 раз ярче первой известной науке «коровы». Новое исследование позволило как следует рассмотреть этот объект. Оказалось, что он достаточно компактен и при этом почти не покрыт пылью и газом. И это сильно контрастирует с другими известными остатками сверхновых.

Что собой представляют «коровы»

Вопрос о том, что собой представляют сверхновые типа cow, беспокоит ученых последние несколько лет. Недавно была опубликована статья, в которой убедительно доказывается, что «коровы» — все же процесс образования массивных нейтронных звезд или маломассивных черных дыр. Разница состоит лишь в том, как ведут себя сброшенные умирающей звездой слои вещества.

Новое исследование вроде бы не противоречит этим выводам. Более того, авторы публикации сами подчеркивают, что обнаруженный объект является либо массивным магнетаром, либо черной дырой. Вместе с тем они отмечают, что AT2020mrf все же достаточно сильно отличается от остальных «коров». Эта сверхновая значительно ярче в рентгеновском диапазоне, чем те четыре, которые наблюдались с 2018 года. Вполне возможно, что «коровы» — это не один, а сразу несколько классов объектов.