Астрономы могли впервые увидеть рождение компактного объекта

16 июня 2018 года телескоп ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System) зарегистрировал вспышку в галактике CGCG 137-068, расположенную на расстоянии 200 млн световых лет от Млечного Пути. Она получила обозначение AT2018cow. Практически сразу же астрономы поняли, что обнаружили нечто весьма необычное. Всего за два дня яркость AT2018cow превысила яркость любой когда-либо наблюдавшейся сверхновой.

Коллаж из трех изображений галактики CGCG 137-068. Первый снимок был сделан в 2003 г., зеленый кружок обозначает место будущей вспышки AT2018cow. Второй снимок был сделан 20 июня 2018 г., когда AT2018cow достигла своего пика. Третий снимок был сделан через месяц после вспышки. Источник: Daniel Perley, Liverpool John Moores University

Новость о вспышке вызвала настолько большой интерес со стороны научного сообщества, что на нее почти сразу были нацелены 18 наземных и космических телескопов. Наблюдения показали, что яркость AT2018cow на пике оказалась в 10-100 раз выше, чем у вспышек сверхновых на пике блеска. Через несколько месяцев она угасла.

В попытке объяснить природу AT2018cow астрофизики провели несколько симуляций явления с использованием собранных телескопами данных. Их результаты были представлены на 233-й встрече Американского астрономического сообщества.

Команда исследователей из Северо-западного университета (Боулдер, Колорадо) пришла к выводу, что астрономам удалось впервые запечатлеть момент коллапса сверхмассивной звезды с последующим образованием сверхплотного объекта — нейтронной звезды или черной дыры. На это указывают данные о мощном потоке высокоэнергетического рентгеновского излучения из центра вспышки. Его характер указывает на падение газа на некий компактный объект.

По мнению ученых, AT2018cow действительно является сверхновой, но с нетипичными характеристиками. Как правило, остатки сверхновых не позволяют увидеть, что же происходит в эпицентре взрыва. Однако в данном случае погибшая звезда имела относительно небольшую массу. Облако остаточной материи оказалось неплотным, что позволило астрономам зарегистрировать рентгеновское излучение и впервые увидеть рождение компактного объекта в режиме реального времени.

Ученые из Университетского колледжа Лондона выдвинули альтернативное объяснение вспышке. По их мнению, она возникла в результате разрушения приливными силами сверхмассивной черной дыры, близко подошедшего к ней белого карлика массой 0,1-0,4 солнечных. Этот сценарий также может объяснить нетипичные свойства AT2018cow и характер ее последующего затухания.

Молодые звезды кружатся вокруг черной дыры, как рой пчел