Астрономы нашли следы галактики, «съеденной» Млечным Путем

Команда немецких ученых из Института астрономии Общества Макса Планка обнаружила следы ранее неизвестной галактики, в далеком прошлом «съеденной» Млечным Путем. Это событие произошло от 8 до 10 млрд лет назад.

Галактический каннибализм

Считается, что на протяжении своей истории Млечный Путь поглотил множество меньших по размеру звездных систем. Они были разорваны его приливными силами. В тех случаях, когда процесс шел медленно, звезды разрушавшихся галактик формировали обширные потоки, которые можно легко различить в гало Млечного пути. В тех случаях, когда процесс шел быстро, звезды были рассеяны по всему гало без какой-либо четкой сигнатуры.

Однако, помимо звезд, галактики также могут содержать шаровые звездные скопления и небольшие галактики-спутники. Именно они и стали целью немецких исследователей, поставивших задачу найти следы систем, которые в прошлом были поглощены Млечным Путем.

Шаровые скопления, звездные потоки и спутники, оставшиеся от галактик, в прошлом поглощенных нашим Млечным Путем. Источник: ESA/Gaia/DPAC

Для этого ученые обратились к данным третьего релиза миссии Gaia. Проанализировав информацию о скорости, расстоянии и свойствах 170 шаровых скоплений, 41 звездного потока и 45 спутников Млечного Пути, они обнаружили, что около 25% из них можно отнести к шести обособленным группам. Каждая из них соответствует «съеденной» галактике.

Галактика Понт

Пять из этих обособленных групп уже были идентифицированы астрономами в ходе предыдущих обзоров неба. А вот находка шестой стала сюрпризом.  Она получила название «Понт» — в честь персонажа древнегреческой мифологии, являвшимся богом внутреннего моря и сыном богини Геи (которая олицетворяла Землю).

По словам исследователей, галактика Понт была поглощена Млечным Путем в промежутке между 8 и 10 млрд лет назад.  Примерно тогда же прекратили свое существование четыре из пяти других систем, следы которых удалось найти астрономам. Исключением является лишь галактика Стрельца, которая столкнулась с нашей где-то 5-6 млрд лет назад и еще не до конца «переварена».

Схема столкновения карликовой эллиптической галактики в Стрельце с Млечным Путем. Источник: ESA

Интересно, что по времени это событие совпадает с крупным всплеском звездообразования. Скорее всего, вызванные слиянием гравитационные эффекты привели к уплотнению межзвездной пыли и газа, что привело к формированию множества новых светил. Вполне возможно, что газово-пылевое облако, из которого позже появились наше Солнце и его планеты, возникло в результате этого события.

Напомним, что недавно астрономы обнаружили колоссальные древние структуры на окраине Млечного Пути.