Астрономы нашли самые древние из известных обломки планет

Астрономы нашли два очень холодных белых карлика. Вокруг каждого из них вращаются обломки планет. Их возраст достигает 9—10 млрд лет, что делает их самыми древними из известных людям.

Обломки планет на орбите белых карликов
Представление художника об обломках планет на орбите белых карликов. Источник: Рhys.org

Чрезвычайно холодные белые карлики

Астрономы из Уорикского университета исследовали два очень холодных белых карлика. Температура поверхности первого из них, WD J2147−4035,  составляет 3050 K. У него наблюдается небольшой избыток излучения в красной и инфракрасной области спектра.

Второй, WD J1922+0233, имеет температуру поверхности 3340 K и легкий голубой оттенок. Поскольку для белых карликов обычным путем эволюции является постепенное охлаждение, ученые смогли подсчитать, сколько времени прошло с тех пор, как каждый из них прошел стадию красного гиганта и сбросил свои внешние оболочки.

Оказалось, что звезда WD J2147−4035 превратилась в белый карлик 10 млрд, а WD J1922+0233 — 9 млрд лет назад. Причем первый из белых карликов оказался самым тусклым из всех обнаруженных вблизи Солнца.

Обломки планет на орбите

Но действительно интересными оказались обломки планет, которые находятся на орбите каждой из этих двух звезд. Их обнаружили благодаря тому, что они падают на свои светила и оставляют следы калия, кальция и лития в их спектрах.

Такое явление неоднократно наблюдалось раньше, но до сих пор его не видели у белых карликов, которые были бы столь древними. Поскольку планеты не могли пережить сброс оболочки, их возраст должен совпадать со временем охлаждения самих белых карликов.

Это означает, что эти обломки планет являются самыми древними среди известных людям. Анализ спектров их звезд показал, что по своему химическому составу они были очень похожи на Землю. Но погибли за миллиарды лет до того, как она возникла.