Астрономы нашли прародителя сверхновой в соседней галактике

Британо-американская команда астрономов объявила об обнаружении вероятного прародителя сверхновой SN 2023ixf, вспыхнувшей в соседней галактике несколько дней тому назад. Им является красный сверхгигант.

Красный сверхгигант в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

19 мая астрономы обнаружили сверхновую, вспыхнувшую во внешней части одного из спиральных рукавов крупной спиральной галактики М101, которую иногда также называют «Вертушка». Она расположена на расстоянии 21 млн световых лет от Земли.

Событие моментально привлекло внимание астрономов со всего мира. Дело в том, что SN 2023ixf стала ближайшей к нашей планете и, как следствие, ярчайшей сверхновой за последнее десятилетие. Ее видимая звездная величина достигла 11, что позволило наблюдать событие даже в любительские телескопы.

Первоначально вспышка была классифицирована как сверхновая II типа. Такие события возникают в результате коллапса ядра гигантской звезды. В дальнейшем, в спектре SN 2023ixf были обнаружены линии водорода, что позволило уточнить тип сверхновой до IIn. По мнению астрономов, это может объясняться взаимодействием ударной волны с веществом, выброшенным звездой еще до ее гибели.

В ходе последующего анализа архива снимков телескопа Hubble, астрономы обнаружили звезду, которая, по их мнению, и является источников сверхновой. Это красный сверхгигант. Его можно увидеть на фотографиях, сделанных в ближнем инфракрасном диапазоне, но он почти не виден на оптических снимках, что может указывать на то, что он был окружен пылью. Моделирование показало, что масса звезды превышала массу Солнца в 12 раз, а ее возраст составлял 30 млн лет. Это согласуется с предыдущими оценками характеристик звезды, которая стала прародителем сверхновой.

Вы также можете почитать о том, как Hubble сфотографировал последствия звездного взрыва в далекой галактике.

По материалам https://arxiv.org