Астрономы нашли первые звезды во Вселенной

Астрономы смогли идентифицировать первые звезды, которые зажглись во Вселенной. Они датируются почти началом времен — примерно 13,7 млрд лет назад. Изучение их останков прольет новый свет на ранний космос.

Ученые по-прежнему могут наблюдать некоторые из остатков первых звезд в виде облаков рассеянного газа и пыли. Фото: Unsplash

Итальянская команда идентифицировала останки с помощью Очень большого телескопа (VLT) в Чили. Они использовали свет от квазаров — невероятно ярких объектов в центрах далеких галактик, чтобы обнаружить их существование. Ведущий автор, профессор Стефания Сальвадори из Флорентийского университета в Италии, сказала: «Наше открытие прокладывает новые пути для косвенного изучения природы первых звезд».

Квазары — это галактики с активными черными дырами, которые выпускают энергичные струи, исходящие из их полюсов. Когда свет распространяется, он проходит через облака газа, которые поглощают волны определенной длины в зависимости от того, какие элементы они содержат. Исследователи использовали это поглощение, чтобы выделить три удаленных газовых облака на расстоянии почти 25 млрд световых лет со странными химическими признаками. Они наблюдали, как появились эти облака более 11 млрд лет назад — примерно через 2 млрд лет после их рождения, сообщает New Scientist.

Газовые облака часто остаются после взрыва сверхновой звезды. Но астрономы предполагают, что некоторые из первых звезд взорвались не полностью, оставив свои ядра и более тяжелые элементы внутри нетронутыми. Эти взрывы оставили бы после себя облака, богатые углеродом, кислородом и магнием, но с небольшим содержанием железа или вовсе без него, в отличие от облаков, образующихся при более мощных взрывах. Именно это и обнаружили исследователи. Химические сигнатуры этих далеких объектов, которым более 13 млрд лет, разительно отличаются от сигнатур более молодых звезд, таких как наше Солнце. Их открытие объяснит, как формируются звезды, галактики и даже базовые химические элементы.

Молодая Вселенная и первые звезды

В первые дни существования Вселенной были доступны только очень простые элементы, такие как водород и гелий. Первые звезды вспыхивали только из этих элементов. Со временем их раскаленные ядра постепенно превратили простые атомы в более тяжелые элементы, такие как углерод, кислород, магний и, наконец, металлы.

Более поздние поколения звезд образовались из облаков газа, содержащих эти более тяжелые атомы, и сегодня большинство звезд, которые наблюдают ученые, богаты такими металлами как железо. Наше Солнце на 98% состоит из водорода и гелия, но содержит незначительное количество более тяжелых элементов, таких как железо, неон и углерод.

Никто напрямую не наблюдал первобытные звезды с дефицитом металлов напрямую. Большинство из них давно погасли или взорвались. Но ученые все еще могут наблюдать некоторые из их остатков в виде облаков рассеянного газа и пыли, вглядываясь в них за миллиарды световых лет от нас.

Профессор Сальвадори сказала: «Облака были чрезвычайно бедны на железо и другие металлические элементы, но богаты углеродом, кислородом и магнием — именно то, что должно было остаться после того, как у первых звезд закончилось топливо и они взорвались. Это согласуется с другими исследованиями происхождения светил и может помочь объяснить состав молодых звезд, в том числе тех, что находятся во Млечном Пути».

Ранее мы сообщали о том, как вода возрастом 13 млрд лет ошеломила ученых.