Астрономы нашли горячий нептун у яркой звезды

Американские астрономы сообщили об обнаружении экзопланеты, обращающейся вокруг горячей звезды спектрального класса А. Ее изучение может пролить свет на разгадку тайны «пустыни горячих нептунов».

Горячий нептун у яркой звезды спектрального класса А (рисунок художника). Источник: Steven Giacalone, UC Berkeley

Находка была сделана в ходе анализа данных, собранных космическим телескопом TESS. Экзопланета обращается вокруг звезды HD 56414, находящейся на расстоянии 870 световых лет от Солнца. Она относится к спектральному классу А. Ее масса в 1,9 раза превосходит массу Солнца, а температура поверхности составляет 8200 °C. Также стоит отметить, что эта система относительно молода, ее возраст оценивается в 420 млн лет.

Вновь найденная экзопланета, получившая обозначение HD 56414 b, относится к категории горячих нептунов. Ее радиус в 3,7 раза превосходит радиус Земли, а орбита проходит на расстоянии в 0,22 а. е. от родительской звезды (это в два раза меньше расстояния между Солнцем и Меркурием).  На один оборот ей требуется 29 дней.

Загадка «пустыни горячих нептунов»

На сегодняшний день HD 56414 b является одной из самых маленьких экзопланет, найденных у звезд, которые заметно массивнее и горячее, нежели наше Солнце. Находка также интересна тем, что способна пролить свет на разгадку тайны т. н. «пустыни горячих нептунов». Речь идет о почти полном отсутствии таких тел на коротких орбитах вокруг звезд. Как правило, астрономы находят на них или напоминающие Юпитер массивные газовые гиганты или землеподобные экзопланеты.

Распределение известных экзопланет, иллюстрирующее «пустыню горячих нептунов». Источник: Graphic by Steven Giacalone, using data courtesy of NASA

Согласно одному из наиболее популярных объяснений, дефицит горячих нептунов может объясняться быстрой потерей их атмосферы под действием излучения со стороны родительской звезды (что касается более крупных газовых гигантов, то как считается, они лучше удерживают газовую оболочку за счет своей более мощной гравитации).

Что касается HD 56414 b, то хоть ее атмосфера и разогрета до высоких температур, орбита экзопланеты все же проходит на большем расстоянии от звезды, чем в значительной части подобных случаев. Чтобы проверить ее устойчивость, астрономы смоделировали воздействие на нее, излучения звезды. Исследование показало, что хоть экзопланета и теряет какую-то часть атмосферы, у нее имеется довольно солидный запас, который позволит ей просуществовать еще примерно миллиард лет.