Астрономы использовали древние записи для изучения Бетельгейзе

Ученые исследовали записи, датируемые Средневековьем и Античной эпохой, чтобы понять, как эволюционировали звезды в последние несколько тысяч лет. Они проверили предположение, что Бетельгейзе и Антарес, возможно, стали красными сверхгигантами сравнительно недавно.

красный Антарес
Антарес. Источник: M. Kornmesser / ESO

Промежуток Герцшпрунга

Современные астрофизики заинтересовались наблюдениями, сделанными много столетий назад. Они изучили записи, сделанные в древних Риме и Китае, а также средневековой Европе и на Ближнем Востоке. Их очень интересовали сведения о нескольких крупных звездах — таких, как Бетельгейзе и Антарес.

Сейчас эти светила находятся на стадии красного сверхгиганта. Это последняя фаза их существования перед тем, как они вспыхнут как сверхновые. Продолжаться она может тысячи лет, хотя, например, колебания блеска Бетельгейзе могут свидетельствовать, что она приближается к финалу. Но ученые предположили, что свой нынешний вид эти звезды приобрели совсем недавно.

Обычно эволюция даже массивных светил происходит слишком медленно, чтобы люди могли ее увидеть. Но на диаграмме Герцшпрунга-Рассела между главной последовательностью и красными сверхгигантами существует область, известная как «промежуток Герцшпрунга». Людям практически неизвестны звезды, показатели спектра и светимости которых попадают в эту область.

Диаграмма «спектр-светимость»
Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Источник: Википедия

Однако самые массивные звезды в процессе своей эволюции должны преодолевать промежуток Герцшпрунга. А это значит, что они проходят очень быстро — всего за несколько тысячелетий, а то и веков. И именно это изменение могли бы зарегистрировать наблюдения, сделанные на протяжении всей человеческой истории.

Бетельгейзе была желтой звездой?

Практически единственное свидетельство того, что Бетельгейзе за последние тысячелетия прошла промежуток Герцшпрунга, которое можно извлечь из древних астрономических записей, — это изменение цвета. Если где-то ее цвет описывается как-то иначе, чем «красный», это может быть свидетельством того, что она совершила такой переход.

Однако древние тексты достаточно расплывчаты. Судить по ним о реальном цвете светила достаточно трудно. Но когда авторы сравнивают цвет звезд с объектами, которые точно его не могли изменить, это может достаточно точно их описать. С результатами исследования можно ознакомиться в arxiv.org.

Ключевой оказалась работа De Astronomica, написанная в Риме в первом веке новой эры. В ней автор сравнивает цвет Бетельгейзе с «солнечной планетой» Сатурном, а не с Марсом, что было бы логичнее ввиду нынешнего цвета огромной звезды.

Страница из De Astronomica
Страница из De Astronomica. Бетельгейзе изображена на плече Ориона. Источник: Bavarian State Library, World Digital Library

«Альмагест», написанный веком позже, в списке самых ярких красных звезд называет Антарес, но не Бетельгейзе. Да и Сыма Цян, китайский архивист I — II века до н.э., называет Антарес красным, а Бетельгейзе — желтой звездой.

Когда Бетельгейзе стала красной

Исследования современных астрофизиков говорят, что Бетельгейзе прошла промежуток Герцшпрунга за последние несколько тысяч лет. Однако более точной оценки времени этого события они не дают. Но ее можно получить, исходя из исторических источников.

В частности, уже Ибн Кутейба в IX веке н.э. описывает цвет Бетельгейзе как красноватый. С ним согласен Тихо Браге, проводивший наблюдение в XVI веке. Да и мифы народов Полинезии говорят об этой звезде как о красной.

Итак, вполне возможен вывод, что Антарес оставался красным сверхгигантом на протяжении всей письменной человеческой истории. Но Бетельгейзе стала им около 1 — 2 тысяч лет назад. При этом авторы исследования отмечают, что источники содержат неточности. Впрочем, на результат они сильно не влияют.