Астронавты попробовали надеть скафандры в тесном посадочном модуле миссии Artemis III

В рамках программы Artemis NASA впервые с 1972 года отправит астронавтов на Луну. Хотя миссия в целом повторяет 50-летний план Apollo, но за это время технологии значительно эволюционировали: ракета, космический корабль, посадочный модуль (Human Landing System, или сокращенно HLS), скафандры и инструменты. Готовясь к старту миссии Artemis III, которая запланирована на сентябрь 2026 года, NASA провела испытания новых скафандров, разработанных компанией Axiom Space. Во время тестирования астронавты тренировались взаимодействовать с аппаратурой, которая будет использоваться на Луне.

Human Landing System
Астронавты Уилок и Уитсон в полномасштабной конструкции шлюзовой системы Human Landing System. Авторство фото: SpaceX

Новые скафандры Axiom Extravehicular Mobility Unit (AxEMU) созданы специально для Artemis III. Однодневное испытание состоялось 30 апреля в штаб-квартире SpaceX в Хоторне (Калифорния). Астронавты Дуг Уилок и Пегги Уитсон испытали полномасштабную модель Human Landing System космического корабля SpaceX. Это впервые астронавты тренировались в герметичных скафандрах, имитируя работу с оборудованием HLS.

Испытание предоставило ценную обратную связь относительно HLS Starship и скафандров AxEMU. Астронавты оценили диапазон движения скафандров и почувствовали интерьер Starship HLS и его механические системы. Логан Кеннеди, руководитель наземной деятельности в программе NASA HLS, отметил:

«В целом я доволен работой астронавтов с панелью управления и их способностью выполнять сложные задачи, которые им придется выполнить перед тем, как они ступят на Луну. Испытание подтвердило, что объем пространства в шлюзовой камере, на палубе и в лифте достаточен для работы».

Artemis
Астронавты Уилок и Уитсон проверили маневренность скафандров, выполняя задачи, подобные тем, которые необходимы в исследовании поверхности Луны во время миссий Artemis, например, управление воротами лифта Starship. Авторство: SpaceX

Уилок и Уитсон тренировались надевать и снимать скафандры с портативной системой жизнеобеспечения (PLSS) в шлюзе посадочного модуля. Астронавты Artemis III должны будут надевать скафандры с минимальной помощью, поэтому это испытание проверило легкость надевания и снимания. После этого в скафандры подали давление и включили питание. Астронавты начали взаимодействовать со вспомогательными средствами передвижения и панелью управления в шлюзовой камере. Затем астронавты прошли с палубы шлюзовой камеры к лифту HLS, который доставит астронавтов и их оборудование на поверхность Луны.

Тщательные испытания скафандров необходимы, поскольку миссия Artemis III будет включать выходы в открытый космос и на поверхность Луны. Несмотря на рутинность задач, они подтвердили правильность и надежность конструкции скафандра и приблизили NASA к достижению целей программы Artemis.

Axiom Space
Испытания скафандра Axiom Space в Лаборатории нейтральной плавучести NASA. Авторство изображения: Axiom Space

Экипаж из четырех человек будет стартовать на борту космического корабля Orion с помощью сверхмощной ракеты NASA Space Launch System, тогда как HLS стартует отдельно и будет дозаправляться на орбите. Orion встретится и пристыкуется к HLS на лунной орбите. Затем два астронавта перейдут на борт посадочного модуля, который доставит экипаж на поверхность Луны и вернет их обратно. Скафандры AxEMU обеспечивают большую гибкость и размещение большего количества людей, что соответствует обязательствам NASA по разнообразию и равенству в составе астронавтов.

Несмотря на задержки, работа над Artemis III активно продолжается.

Ранее мы сообщали о том, как опасная пыль на Луне повреждает скафандры и космические корабли.

По материалам nasa.gov