Астролюбители обнаружили 1700 астероидов на снимках Hubble

Участники проекта Hubble Asteroid Hunter, объединившего усилия как профессиональных ученых, так и астролюбителей, объявили о результатах своей работы. Они сумели обнаружить свыше 1700 следов астероидов на архивных снимках телескопа Hubble. Порядка двух третей из них оставлены ранее неизвестными малыми телами.

Проект Hubble Asteroid Hunter

В Международный день астероида, в июне 2019 года, международная команда астрономов при поддержке платформы Zooniverse объявила о запуске проекта Hubble Asteroid Hunter. В его рамках астролюбители со всего мира получили возможность искать астероиды на снимках телескопа Hubble.

Астероидный след
Мозаика из 16 снимков телескопа Hubble с оставленными астероидами следами. Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Kruk (ESA/ESTEC), Hubble Asteroid Hunter citizen science team, M. Zamani (ESA/Hubble)

В общей сложности в проекте приняли участие 11 400 добровольцев. Они просмотрели 37 тысяч снимков, сделанных установленными на Hubble камерами ACS и WFC3 в период с апреля 2002 по март 2021 года. Их целью был поиск характерных следов. Дело в том, что в среднем длительность одной наблюдательной сессии Hubble составляет 30 минут. За это время попавший в поле зрения камер телескопа астероид оставляет на его снимках изогнутый след или полосу.

Астероидный след
Следы астероидов на фоне галактического скопления Abell 370. Источник: NASA, ESA, and B. Sunnquist and J. Mack (STScI)

На первом этапе участниками проекта было идентифицировано более тысячи следов, которые затем были использованы в качестве учебного материала для алгоритма машинного обучения. Потом он провел повторный анализ фотографий. Это привело к окончательному результату в виде 1701 подтвержденного следа на 1316 изображениях Hubble. Участники проекта также отметили на фотографиях и другие интересные астрономические объекты, такие как гравитационные линзы, галактики и туманности.

Тысяча неизвестных астероидов

Примерно треть найденных следов могут быть идентифицированы и отнесены к уже известным крупным астероидам. 1031 более слабый след, по всей видимости, оставлен более мелкими и неизвестными телами. Подавляющее большинство из них находится в Главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Астероидный след
След астероида 2001 SE101 на фоне Крабовидной туманности. Источник: ESA/Hubble, M. Thévenot (@AstroMelina)

В рамках следующего этапа участники проекта исследуют 1031 след с целью определения размеров, периода вращения и других характеристик астероидов. Поскольку большинство этих полос были сфотографированы Hubble много лет назад, сейчас уже невозможно проследить за оставившими их телами, чтобы определить их орбитальные характеристики. Однако астрономы могут использовать эффект параллакса для определения расстояния и наложения ограничений на их орбиты. А анализ изменения кривой блеска даст возможность измерить периоды вращения астероидов и сделать вывод об их форме.

Вы также можете почитать о том, как астролюбители открыли гигантскую экзопланету.