Аппарат OSIRIS-REx чуть не «провалился» в астероид Бенну

Анализ данных, собранных аппаратом OSIRIS-REx, позволил выявить необычное свойство поверхности астероида Бенну. Она представляет собой нечто, напоминающее яму, заполненную пластиковыми шарами.

Необычный астероид Бенну

Астероид Бенну это 500-метровое тело, имеющее приблизительно сферическую форму. Астрономы давно подозревали что, как и многие небольшие астероиды, он является «мусорной кучей» — скоплением обломков, образовавшиеся при разрушении более крупного тела и удерживаемых вместе силами гравитации.

Астероид Бенну
Астероид Бенну. Фото: NASA

Но когда в 2018 году аппарат OSIRIS-REx достиг Бенну, ученые все равно были удивлены. Они ожидали, что Бенну будет обладать гладкой поверхностью, напоминающей песчаный пляж. Вместо этого оказалась, что она покрыта множеством крупных камней. Далее, OSIRIS-REx обнаружил периодические выбросы камней с поверхности Бенну, которые в прямом смысле слова, улетают в космос.

Скопление камней в районе экватора Бенну. Ширина запечатленной области составляет 9,4 м. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona

И наконец, во время состоявшейся в конце 2020 года операции по взятию пробы астероидного вещества, выпущенная OSIRIS-REx азотная струя, буквально «взорвала» поверхность Бенну, выбив огромное количество материала. Позже выяснилось, что из-за этого на его поверхности сформировался 8-метровый кратер.

Свойства поверхности Бенну

7 июля в журналах Science и Science Advances были опубликованы статьи, посвященные строению  Бенну. Изучив данные, собранные OSIRIS-REx, ученые пришли к выводу, что поверхность Бенну является очень рыхлой: ее плотность составляет всего 0,5 — 0,7 г/см³. Из-за крайне низкой гравитация, сжатия верхних слоев не происходит. Это означает, что если бы во время взятия пробы вещества Бенну, OSIRIS-REx не включил двигатели и не начал взлет, он бы попросту «утонул». Исследователи образно сравнили это свойство поверхности астероида с ямой, заполненной пластиковыми шарами.

Ученым также удалось определить массу собранной OSIRIS-REx пробы вещества Бенну. Она составляет 250 грамм. Предварительный анализ показывает, что астероид содержит органику и минералы, возникшие в результате взаимодействия первичного вещества Солнечной системы с водой.

Собранная OSIRIS-REx проба вещества Бенну будет доставлена на Землю в сентябре 2023 года. После сброса капсулы, аппарат приступит к расширенной миссии, целью которой является изучение астероида Апофис, некогда считавшегося самым опасным в Солнечной системе.