Аппарат MAVEN пережил сбой в работе системы ориентации

Занимающийся исследованиями Марса аппарат MAVEN пережил крупный сбой. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте NASA.

Основные задачи миссии MAVEN

Аппарат MAVEN вышел на орбиту Красной планеты в октябре 2014 года. Его основное предназначение — изучение марсианской атмосферы и ее эволюции. За годы работы зонд измерил скорость утечки газов из газовой оболочки планеты, оценил влияние на этот процесс солнечной активности, обнаружил новый тип полярных сияний, а также провел наблюдения кометы Макнота (C/2013 A1 McNaught). Собранные им данные помогли оценить объем углекислоты, безвозвратно потерянный Марсом за последние 4 млрд лет.

Космический аппарат MAVEN
Космический аппарат MAVEN (концепт). Источник: NASA/GSSFC

Кроме того, автоматический разведчик также начал активно использоваться в качестве ретранслятора для миссий, работающих на поверхности Марса. Для того чтобы увеличить скорость пересылки данных, в 2019 году NASA даже уменьшила высоту орбиты аппарата.

Сбой в работе MAVEN

16 февраля 2023 года MAVEN вошел в безопасный режим, когда в ходе подготовки к небольшому маневру был выявлен сбой в работе инерциальных измерительных модулей (IMU). Эти устройства обеспечивают правильную ориентацию космического аппарата.

Селфи, сделанное аппаратом MAVEN, Источник: University of Colorado/NASA

17 февраля специалисты вывели MAVEN из безопасного режима. 23 февраля он возобновил выполнение научной программы. Согласно сообщению NASA, пока что MAVEN использует для навигации звездные датчики вместо IMU. В данный момент инженеры анализируют имеющуюся информацию, чтобы принять решение по поводу возможности дальнейшего использования IMU.

Стоит отметить, что это уже далеко не первый сбой в работе модулей IMU на MAVEN. Предыдущий произошел в мае 2022 года. Тогда специалистам удалось возобновить их работу.

По материалам https://www.nasa.gov