Неожиданные открытия в образцах с астероида Рюгу

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) еще в 2019 году успешно собрало образцы сближающегося с Землей астероида 162173 Рюгу с помощью своего космического аппарата «Хаябуса-2». Корабль хранил образцы в запечатанных контейнерах, и в ноябре того же года отправился на Землю. В декабре 2020-го он пролетел мимо нашей планеты и сбросил капсулы с образцами, которые вошли в нашу атмосферу и были успешно обнаружены в одном из безлюдных мест посреди Австралии. Ученые год анализировали образцы и начали постепенно делиться своими открытиями.

Рюгу
Зонд «Хаябуса-2» вблизи астероида Рюгу. Изображение: Universe Today

Как подчеркивает Science Alert, две недавно опубликованные статьи указывают на то, что образцы Рюгу темные и пористые, и содержат древнейшие материалы Солнечной системы, которые когда-либо удавалось достать. Состав породы указывает на то, что Рюгу является очень пористым телом с плотностью 282 кг/м3.

hayabusa2
Иллюстрация сброса капсулы с образцами зондом «Хаябуса-2». Изображение: Universe Today

Неожиданные открытия

В первой статье отмечается, что образцы C-типа из подповерхностного слоя имеют альбедо (мера отражения солнечной радиации) 0,02. Для сравнения, большинство астероидов C-типа попадают в диапазон от 0,03 до 0,09, а привычный нам асфальт оценивается в 0,04. Рейтинг альбедо 0,02 означает, что астероид отражает только 2% всей попадающей на него солнечной радиации. Такая низкая отражательная способность образцов указывает на большое количество углерода и гидроксильной группы OH — остатки родительского тела астероида, которое могло подвергаться воздействию воды. Рюгу также имеет пористость 46% — такое значение никогда ранее не встречалось в метеоритах.

RyuguSamplesSixVials
Образцы, возвращенные зондом «Хаябуса-2». Фото: JAXA

Во второй статье были представлены выводы относительно состава извлеченного материала. В нем ученые обнаружили чрезвычайно темное вещество, в котором, возможно, преобладают филлосиликаты. Другие минералы, включая карбонаты, железо и летучие соединения, также были обнаружены в образцах. Этот анализ показывает, что «Хаябуса-2» доставил на Землю репрезентативные и не поврежденные внешним воздействием образцы. Они лучше сохранили минералогические и молекулярные фазы, сформированные на ранних этапах эволюции Солнечной системы.

Дальнейший анализ, без сомнения, прольет еще больше света на загадки Рюгу и, возможно, поможет астрономам лучше понять первые дни нашей Солнечной системы.

Астероид Рюгу
Астероид Рюгу. Фото: JAXA

Между тем NASA находится в процессе выполнения своей собственной миссии по возврату образцов. В октябре 2020 года космический аппарат OSIRIS-REx успешно взял пробы астероида Бенну. Ожидается, что корабль вернет образец на Землю для анализа в конце 2023 года.