Американский Конгресс хочет урезать финансирование NASA

Палата представителей и Сенат США подготовили законопроекты о финансировании NASA на 2024 год. Оба документа предполагают уменьшение бюджета организации, вместо запрошенного ею увеличения.

Как формируется бюджет NASA

В начале каждого года действующая американская администрация публикует т. н. бюджетный запрос с предложениями по структуре расходов правительства на следующий финансовый год. В него, в том числе, входят и затраты на поддержание деятельности NASA.

Бюджетный запрос, по сути, является лишь общей рекомендацией, ибо за выделение денег в США отвечает не Белый дом, а Конгресс. Именно он принимает законы об ассигнованиях. После поступления бюджетного запроса, комитеты в Палате представителей и Сенате рассматривают документ и решают поддержать предложение Белого дома или же изменить суммы по пунктам расходов. Они могут быть как увеличены, так и уменьшены. Также законодатели могут вносить собственные предложения и выделять деньги на статьи, которые не содержатся в запросе.

Проект бюджета NASA на 2024 год

В марте Белый дом опубликовал проект бюджета NASA на следующий год. Он предусматривает выделение на нужды ведомства в общей сложности 27,2 млрд долларов — на 7% больше, чем  в нынешнем году (25,4 млрд). Документ, в частности, предполагает увеличение финансирования программы Artemis и создание специального тягача, предназначенного для свода МКС с орбиты. Кроме того, авторы документа запросили выделение 949 млн долларов на финансирование совместной американо-европейской миссии Mars Sample Return (MSR). В ее рамках на Землю будут доставлены образцы марсианского грунта, собранные ровером Perseverance.

Ракета SLS на стартовой площадке. Источник: NASA

К сожалению, NASA вряд ли получит такие деньги. Законопроекты о финансировании аэрокосмической администрации, недавно подготовленные Палатой представителей и Сенатом, предусматривают не увеличение, а уменьшение ее бюджета в 2024 года.

Так Комитет по ассигнованиям Сената одобрил законопроект, предусматривающий выделение на нужды NASA 25 млрд долларов. В резюме не приводится постатейная разбивка,  но отмечается, что на пилотируемые программы будет выделено 7,74 млрд долларов, что меньше 7,97 млрд долларов, запрошенных на 2024 год, но больше 7,47 млрд долларов, полученных в 2023 году. По словам авторов законопроекта, эта сумма полностью обеспечит финансирование корабля SLS и Orion.

Концепт миссии Mars Sample Return. Источник: NASA/JPL-Caltech

Больше всего пострадали наука и программы планетарных исследований. В циркулирующем в интернете проекте документа говорится о том, что Сенат готов выделить лишь 300 млн долларов на MSR. Сенаторы также хотят обязать NASA установить предельную планку стоимости миссии в 5,3 млрд долларов. В случае ее превышения, доставка образцов марсианского грунта будет отменена, а ее средства отданы Artemis.

Что касается Палаты представителей, то ее законопроект предполагает выделение на нужды NASA 25,367 млрд долл. Пилотируемая космонавтика будет профинансирована в полном объеме (7,97 млрд долларов), в то время как на науку будет потрачено 7,38 млрд долларов. Это на 880 млн долларов ниже запрашиваемого уровня и на 415 млн долларов меньше, чем в 2023 году.

Причины уменьшения бюджета NASA

Решение об уменьшении бюджета NASA главным образом связано с договоренностью, достигнутой в мае 2023 года между Конгрессом и Белым домом, о повышении потолка госдолга в обмен на ограничение расходов необоронной сферы (к которой, в том числе относится NASA) по сравнению с уровнем 2023 года. В этой ситуации законодатели предсказуемо выбрали сохранить финансирование, имеющих весьма мощное лобби, проектов SLS и Orion, пожертвовав наукой и планетарными исследованиями.

Стоит подчеркнуть, что на данный момент речь идет лишь о законопроектах. После согласования, они будут сведены в единый документ, по которому будет проведено голосование. Но в любом случае, уже сейчас очевидно, что NASA вряд ли стоит рассчитывать на какую-либо финансовую прибавку в следующем году.