Американский и китайские спутники устроили орбитальные «кошки-мышки»

Вскоре после выхода пары китайских спутников на геостационарную орбиту, американский аппарат — инспектор USA 270 предпринял коррекцию курса, направившую его на встречу с новыми соседями. В свою очередь, китайские спутники осуществили контрманевр.

Противостояние спутников США и Китая

В конце декабря Китай вывел на геостационарную орбиту пару аппаратов «Шиянь-12-01» и «Шиянь-12-02». В официальном сообщении они были названы экспериментальными аппаратами, предназначенным для проведения исследований космической среды и тестирования соответствующих технологий. Однако, по мнению многих экспертов, на самом деле они представляют собой спутники — инспекторы, предназначенные для слежения за другими космическими аппаратами и их осмотра.

Вскоре после того, как «Шиянь-12-01» и «Шиянь-12-02» вышли на заданную орбиту, спутниковые споттеры обратили внимание на маневр, выполненный американским аппаратом USA 270. Он был запущен в 2016 году и тоже является спутником — инспектором. USA был направлен на перехват «Шиянь».

Некоторое время USA-270 сближался с парой китайских спутников. Затем, по данным занимающейся слежением за околоземным пространством компании COMSPOC Corp., они выполнили контрманевр, разойдясь в разных направлениях. «Шиянь-12-02» при этом занял позицию между Солнцем и USA 270. Таким образом, он получил возможность наблюдать освещенную сторону американского разведчика и усложнил задачу слежения за собой. Пока что неизвестно, предпримет ли USA 270 какие-либо ответные маневры.

Секретные космические баталии

За последние годы группировка геостационарных спутников заметно увеличилась. Если в 2017 году в их список входило 480 активных аппаратов, то к 2022 году цифра увеличилась до 589 спутников. Они играют важную роль в глобальной экономике, обеспечивая связь, телевещание и предоставляя погодные данные.

Геостационарная орбита также активно используется военными ведущих держав — как для передачи данных, так и для слежения за спутниками «потенциального противника» путем  выполнения маневров сближения. Это позволяет как фотографировать космические аппараты, так и перехватывать их сигналы. Не исключено, что некоторые геостационарные спутники при необходимости могут использоваться и для вывода из строя других аппаратов.

До недавнего времени активность на геостационарной орбите оставалась скрыта от обычной публики. Однако появление частных компаний, занимающихся мониторингом положения спутников, дала нам возможность узнавать об орбитальных «кошках — мышках» вроде тех, в которых недавно поучаствовали USA 270 и «Шиянь-12». По мере дальнейшей милитаризации космического пространства, скорее всего мы услышим еще немало новостей о подобных космических баталиях.

Напомним, что недавно американские военные назвали Луну возможным местом военного противостояния.