ALMA раскрыл тайны формирования планет

Международная исследовательская группа использовала комплекс радиотелескопов ALMA для получения изображений с очень высоким разрешением дисков вокруг 19 протозвезд. Целью наблюдений был поиск самых ранних признаков формирования планет.

Протопланетный диск в представлении художника. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

Вопрос формирования звездных систем является одним из ключевых в современной астрономии. Мы знаем, что планеты рождаются из окружающих новорожденные светила дисков. При этом, по астрономическим меркам они существуют относительно недолго, всего несколько миллионов лет. Поэтому у планет имеется не так и много времени для формирования.

При этом, до сих пор неясно, как быстро начинается образование планет в протопланетных дисках. Недавние наблюдения ALMA показали, что многие протопланетные диски имеют субструктуры, такие как разрывы и кольца. Это убедительное доказательство того, что планеты в них уже формируются и забирают материал из диска.

Чтобы найти ответ на вопрос, на какой стадии начинается формирование планет, астрономы сконцентрировались на дисках вокруг протозвезд, чей возраст составляет от 10 тысяч до 100 тысяч лет. Они воспользовались телескопом ALMA. Он способен регистрировать радиоизлучение, испускаемое пылевыми зернами, по сути являющимися строительными блоками будущих планет.

Полученные комплексом ALMA изображения 19 протопланетных дисков. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), N. Ohashi et al.

Наблюдения показали, что диски вокруг молодых протозвезд  заметно отличаются от более развитых протопланетных дисков. Кольца и промежутки, которые являются признаками формирования планет, наблюдались только в нескольких дисках. Более того, кольцевые структуры были менее отчетливы, чем те, что наблюдаются в более старых протопланетных дисках. В результате исследователи пришли к выводу, что изученные ALMA  звезды еще не готовы к формированию планет. По всей видимости, этот процесс начинается в течение 100 тысяч — 1 миллиона лет после старта звездообразования.

Напомним, что недавно ALMA обнаружил 800 зародышей гигантских звезд.

По материалам https://almaobservatory.org