7 достопримечательностей зимнего звездного неба, видимых невооруженным глазом

Тела, принадлежащие Солнечной системе — планеты, астероиды и кометы — сравнительно быстро меняют свое положение на фоне далеких звезд, еще несколько веков назад считавшихся «недвижимыми». В случае Луны это движение в течение нескольких часов можно заметить невооруженным глазом. Поэтому каждый год в те же дни эти тела образуют другие конфигурации. Условия видимости объектов далекого космоса, напротив, зависят только от даты, повторяясь каждый год. Какие из них лучше всего видны в начале календарной зимы без помощи астрономических инструментов? Попробуем перечислить семь наиболее интересных.

Вид южной части неба в полночь в середине декабря

Сириус

С наступлением темноты в декабре нынешнего года первым на небе появляется Юпитер, прошедший оппозицию месяц назад. Он сияет ярким равномерным желтоватым светом и остается над горизонтом почти до утра. Примерно в 9 часов вечера над юго-восточной частью горизонта начинает подниматься немного более слабый Сириус (α Большого Пса), заметно мерцающий и даже немного меняющий цвет. Все эти «визуальные эффекты» не являются его исключительными свойствами и связанными с преломлением звездного света в земной атмосфере. Они появляются только в случае далеких звезд, диски которых невозможно разглядеть в телескопы (даже достаточно мощные). По этому признаку, кстати, их можно отличить от планет, которые не мерцают.

Снимок Сириуса, сделанный космическим телескопом Hubble. Ниже и левее видно его спутник — белый карлик, имеющий чуть меньший диаметр, чем Земля, но почти такую же массу, как Солнце. Он является ближайшим к нам сверхплотным объектом такого типа. Источник: NASA/ESA

Согласно принятой шкале, блеск Сириуса имеет отрицательное значение и равен -1,47 звездной величины. Это значит, что поток света от него почти в десять раз больше, чем от звезд первой величины. Своему высокому видимому блеску эта звезда обязана тем, что именно в нашу эпоху она оказалась недалеко от Солнечной системы: сейчас расстояние до нее составляет 8,6 световых лет и еще около двух тысяч лет будет продолжать уменьшаться. Только два галактических объекта — система α Центавра и звезда Барнарда — расположены к нам ближе.

Хоть Сириус и принадлежит к южному полушарию небесной сферы, он находится не так уж далеко от небесного экватора, поэтому его можно увидеть практически во всех обитаемых местностях Земли (кроме лежащих севернее 73° с. ш.). Но так будет не всегда. Благодаря прецессии и собственному движению склонение ярчайшей звезды ночного неба постепенно уменьшается, и примерно в 8000 году она перестанет подниматься над горизонтом на широте Киева.

Капелла

Главную звезду созвездия Возничего редко вспоминают среди интересных объектов неба. Хотя на самом деле это третье по яркости «неподвижное светило» северного полушария небесной сферы и единственная звезда нулевой величины, которая может подниматься в зенит для наблюдателей на территории Украины (вблизи 46-й широты). В современную эпоху она имеет настолько большое склонение, что в наших широтах вообще не прячется за горизонтом и наблюдается круглый год. В первой половине декабря в полночь ее можно найти прямо над головой.

Капелла удалена от нас на 43 световых года. На самом деле она состоит из двух желтых гигантов, один из которых больше нашего Солнца в 9 раз, а второй — в 12. Они обращаются вокруг общего центра масс на расстоянии 110 млн км с периодом 104 дня. Недавно удалось доказать, что у этой пары есть спутник — система из двух слабых красных карликов вдвое меньше и легче Солнца. Их орбитальные параметры пока уточняются.

Бетельгейзе

«Чудом зимнего неба» можно назвать все созвездие Ориона — пожалуй, самое примечательное и хорошо видимое в обоих полушариях Земли. Но две его «детали» заслуживают отдельного упоминания. И первая из них — Бетельгейзе (α Ориона). Часто ее приводят в качестве примера, когда греческой буквой «альфа» обозначено не самое яркое светило созвездия, а второе по яркости. Но в данном случае такая «путаница» в определенной степени уместна, поскольку блеск Бетельгейзе нерегулярно меняется, и иногда она становится ярче Ригеля (β Ориона). Впрочем, иногда он, наоборот, существенно и надолго снижается. Самый известный такой случай имел место в конце 2019-го — в начале 2020 года.

Бетельгейзе в представлении художника. Эта звезда настолько велика, что гравитация не способна удержать ее сферическую форму, поэтому ее поверхность постоянно бурлит, вызывая нерегулярные изменения видимого блеска. Источник: ESO.org

Бетельгейзе — типичный красный гигант, представляющий собой финальную стадию активного существования горячего массивного светила. По размеру он превышает Солнце в 765 раз (по некоторым данным — более чем в тысячу раз), то есть это самый большой объект среди первой десятки ярчайших звезд земного неба. Расстояние до него составляет примерно 550 световых лет. Найти Бетельгейзе можно не только благодаря высокой яркости, но и по выразительному оранжевому цвету. Ученые считают, что в ближайшие 10 тыс. лет эта звезда завершит свою жизнь мощным взрывом сверхновой. На самом деле это может произойти даже этой зимой…

Альдебаран и Гиады

Когда Орион только начинает подниматься над горизонтом, выше него уже сияет другая яркая оранжевая звезда — Альдебаран (α Тельца). Ее окружает кучка более слабых звездочек, образующих ярчайшее и ближайшее к Солнечной системе рассеянное звездное скопление земного неба — Гиады. Его основная часть занимает на небе участок площадью около 20 квадратных градусов, что эквивалентно кругу диаметром 5°. Но это лишь ядро скопления: согласно последним исследованиям, в целом оно представляет собой вытянутый «звездный поток», все члены которого движутся в одном направлении и имеют возраст около 625 млн лет. На небесной сфере он простирается от созвездия Ориона до Персея и Овна. Количество звезд, принадлежащих Гиадам, превышает 400.

Центральная часть звездного скопления Гиады. Наиболее яркий объект — оранжевый гигант Альдебаран. Источник: Jerry Lodriguss / AstroPix.com

«Ближний край» скопления отделяет от нас приблизительно 120–130 световых лет (его центр удален на 153 световых года). Альдебаран расположен гораздо ближе — расстояние до него составляет 65 световых лет. 300 тысяч лет назад он находился почти в четыре раза ближе к Солнцу и был самой яркой звездой земного неба. Кстати, с арабского языка название «Аль-Дабаран» переводится как «последователь».

Плеяды

Недалеко от Альдебарана с Гиадами сложно не заметить еще одно украшение созвездия Тельца — рассеянное звездное скопление Плеяды. Каждый народ давал этой симпатичной кучке звезд свои названия, украинцам они известны как Стожары.

Уже в середине осени Плеяды начинают появляться над восточной частью горизонта вскоре после наступления темноты

В 1774 году французский астроном Шарль Мессье представил первую версию своего каталога туманных объектов, мешавших ему искать кометы, поскольку при взгляде в небольшой телескоп они часто имели «кометообразный» вид. Она включала 45 звездных скоплений, галактик и газовых туманностей (правда, в то время их еще не различали по классам), и последним пунктом в ней шли именно Плеяды. Не совсем понятно, зачем ученый их туда добавил — ни на одну комету они не похожи. Но благодаря этому в каталоге появился его самый яркий объект. Позже оказалось, что он к тому же и самый близкий: расстояние до центра скопления сейчас оценивается в 444 световых года. В его состав входит около 120 звезд, но без телескопа человек с нормальным зрением на чистом темном небе видит только 11 из них. Известную «ковшеобразную» фигурку образуют 7 светил: Альциона (самая яркая), Атлас, Электра, Майя, Меропа, Плейона, Тайгета. При взгляде на небо эта фигурка кажется очень компактной, но на самом деле она занимает площадь больше квадратного градуса. Луна, время от времени проходящая на фоне Плеяд, не может заслонить их полностью.

Кастор и Поллукс

Эти две звезды следует вспомнить вместе. Во-первых, обе они входят в состав одного созвездия, которое благодаря им получило свое название — Близнецы. Во-вторых, на небе их разделяет всего 4,5°. Это единственная такая «звездная пара» объектов ярче 2-й величины в северном полушарии небесной сферы. Две другие образуют созвездие Южного Креста, которое уже почти три тысячи лет не видно с территории Украины.

Поллукс, хоть и имеет обозначение β Близнецов, является более ярким из этой пары. Это оранжевый гигант, расстояние до которого составляет 34 световых года. Известно, что вокруг него обращается, по крайней мере, одна планета, похожая на Юпитер. От Кастора (α Близнецов) нас отделяет 52 световых года. На самом деле он представляет собой сложную кратную систему, состоящую минимум из шести компонентов — четырех белых гигантов и двух красных карликов.

Туманность Ориона

Одна из крупнейших областей звездообразования в галактических окрестностях Солнца является, пожалуй, самым слабым из известных объектов зимнего неба, все еще видимым невооруженным глазом (в отсутствие облаков и засветки). В каталоге Мессье она имеет обозначение M42, но чаще всего ее упоминают именно как Туманность Ориона.

Любительский снимок созвездия Ориона. Бетельгейзе видно в левом верхнем углу, Туманность Ориона — чуть ниже центра

На самом деле это наиболее яркая подобная область, которую могут увидеть наблюдатели в наших широтах. Она окружает среднюю из трех звездочек Меча Ориона, расположенного под другим известным астеризмом — Поясом Ориона, лежащим на полпути между Ригелем и Бетельгейзе. Визуально эта звездочка чуть больше своих соседок, но даже небольшой телескоп покажет, что это система из нескольких ярких белых светил, окутанных облаком межзвездного газа. В мощные инструменты можно различить сложную систему газовых потоков. Размер туманности оценить довольно сложно, по последним оценкам он достигает 25 световых лет. Расстояние до нее составляет примерно 1350 световых лет.

Ранее мы писали о том, какие небесные явления, связанные с объектами Солнечной системы, можно наблюдать в декабре.