12 самых ярких звезд, которые можно увидеть на осеннем небе

На ночном небе Украины мы можем увидеть немало звезд. Одни из них видны вечером, другие — утром, а какие-то — всю ночь, и в них довольно легко потеряться. Это рассказ о двенадцати самых ярких светил, которые украшают безоблачные осенние ночи в наших широтах.

Посмотрите на звезды!

Смотрю я на небо

По мере того как осень движется в сторону зимы, темная часть суток становится все длиннее и длиннее. В то же время небо все еще бывает достаточно чистым, чтобы увидеть на нем звезды. Однако, просто взглянув на него, можно растеряться — настолько их много!

Чтобы хоть немного ориентироваться в светилах, нужно знать хотя бы самые яркие из них. Но и здесь не все так просто. Земля вращается, поэтому в течение ночи звезды «путешествуют» по небу. Некоторые из них видны вечером, некоторые — утром, а еще какие-то — всю ночь.

Яркость звезды еще не означает, что она находится рядом с нами. Просто светимость некоторых из них может в тысячу раз превышать солнечную. Такие объекты хорошо видны с расстояний в сотни световых лет. Вот список самых ярких светил, которые можно будет увидеть именно на нашем ночном небе в ближайшие две недели.

1. Сириус

Сириус, или α Большого Пса — самая яркая звезда не только украинской осени, но и всего звездного неба Земли. Чтобы увидеть ее в ближайшие две недели с территории Украины, необходимо встать рано утром, поскольку она будет восходить после часа ночи на юго-востоке и до рассвета будет двигаться вдоль горизонта, медленно поднимаясь.

Сопдет
В древнем Египте Сириус отождествляли с Сопдет — богиней неба и нового года. Источник: Википедия

Сириус — ближайшая к Солнцу звезда, которую можно увидеть на украинском небе невооруженным глазом. Расстояние до него составляет 8,6 световых лет. Это относительно молодое светило (его возраст оценивают в 200–300 млн лет) с массой примерно вдвое больше солнечной и температурой поверхности 9940 K. А еще оно имеет спутник — белый карлик, который с Земли можно разглядеть только с помощью мощных телескопов.

2. Арктур

Арктур, или α Волопаса, наоборот, осенью видно только вечером. Его можно попробовать «поймать» над западной частью горизонта сразу после того, как за ним спрячется Солнце. Однако делать это надо быстро, поскольку уже около 21:00 звезда тоже скроется за горизонтом.

Арктур, как и все созвездия Волопаса, ассоциируется с герожем греческих мифов Аркадом
Арктур, как и все созвездия Волопаса, ассоциируется с героем греческих мифов Аркадом. Источник: theplanets.org

Арктур является старым светилом, которое находится от нас на расстоянии 36,7 световых лет. Его масса на 30% больше солнечной, а возраст составляет 7,1 млрд лет. Поэтому он уже начал превращаться в оранжевый гигант, и его радиус в 25 раз больше, чем соответствующий показатель Солнца.

3. Вега

Вега, или α Лиры — яркая белая звезда, которую осенью видно почти всю ночь, только в 2–3 часа (в зависимости от широты) она скрывается за горизонтом. После захода Солнца ее можно увидеть точно на закате достаточно высоко над горизонтом. В течение ночи она медленно сдвигается на север, одновременно снижаясь.

Сравнение Веги и Солнца
Сравнение Веги и Солнца. Источник: starwalk.space

Расстояние до Веги составляет 25,3 световых лет. Это достаточно молодая звезда, ее возраст составляет 450 млн лет, а светимость примерно в 40 раз больше солнечной. Интересно, что она чрезвычайно быстро вращается — «сутки» на ней длятся всего 17 часов. Вследствие этого ее экваториальный радиус на 20% больше полярного, то есть она заметно сплюснута.

4. Капелла

Так же хорошо всю ночь видна Капелла, или же α Возничего. После захода Солнца эту яркую желтую звезду можно найти над северо-восточной частью горизонта. Где-то к середине ночи она медленно движется на восток, одновременно поднимаясь, а около трех часов ночи оказывается почти в зените, после чего до самого рассвета медленно опускается на запад. Из всех ярких звезд именно эта расположена ближе всего к северному полюсу небесной сферы (склонение +46°), поэтому для местностей севернее 44-й широты она не скрывается за горизонтом.

«Капелла» з латини переводиться як «Кізонька»
«Капелла» с латыни переводится как «козочка». Источник: www.four-paws.org

На самом деле Капелла — это пара гигантских желтых звезд, каждая из которых в 2,5 раза больше Солнца и имеет светимость, в 77–78 превышающую солнечную. Вращаются они вокруг общего центра масс на расстоянии всего 100 млн км, что составляет 2/3 среднего радиуса земной орбиты. Эту систему отделяет от нас 42 световых года.

5. Ригель

Чтобы увидеть Ригель (β Ориона), придется подождать середины ночи. Эта яркая голубая звезда появляется над восточным горизонтом после 23:00. Остаток ночи она медленно поднимается над ним, сдвигаясь сначала на юг, а затем — на юго-запад.

Ригель — голубой супергигант. Его масса превышает солнечную в 18 раз, радиус — в 79, а светимость — в 12 тыс. раз. Он не является самой яркой звездой нашего неба только потому, что удален от нас на 860 световых лет.

Ригель по сравнению с Солнечной системой
Ригель по сравнению с Солнечной системой. Источник: www.quora.com

Интересно, что Ригель имеет достаточно сложную систему спутников. Две голубые звезды с массами в 3,8 и 2,9 солнечных вращаются друг вокруг друга с периодом несколько дней. Вместе эта пара вращается вокруг общего центра масс с третьей голубой звездой массой около 4 солнечных. А уже все вместе они вращаются вокруг главного гиганта с периодом примерно 24 тыс. лет.

6. Процион

Процион — α Малого Пса — на осеннем небе Украины появляется примерно в полночь на востоке и к утру движется на юг, постепенно поднимаясь. Расстояние до этой звезды составляет 12 световых лет.

В целом Процион очень похож на Сириус, однако заметно старше его — его возраст составляет 1,7 млрд лет. Масса звезды в 1,5 раза превышает солнечную, а ее радиус на 86% больше, чем у нашего светила. Она также имеет спутник — белый карлик с массой около 60% солнечной, который делает оборот вокруг главного компонента системы за 41 год.

Проціон та його супутник
Процион и его спутник. Источник: songsofthalassa.com

7. Бетельгейзе

Бетельгейзе, или α Ориона, является частью того же созвездия, что и Ригель. Эта красная звезда находится выше и левее него и восходит примерно тогда же. В течение всей ночи они вместе неспешно движутся по небу.

Бетельгейзе — красный сверхгигант, находящийся на последних стадиях своей эволюции. Его масса в 16–19 раз больше солнечной, а по размеру он превышает наше светило в 760 раз, то есть это самый большой объект среди всех перечисленных. За довольно короткое по космическим меркам время эта звезда должна взорваться как сверхновая. Сейчас же она преимущественно известна своей переменностью. В последние годы она то тускнеет, то становится ярче. Относительно того, чем это вызвано, ученые уже выдвинули немало различных предположений.

Настоящие размеры звезд
Настоящие размеры звезд. Источник: ualr.edu

8. Альтаир

Альтаир, или α Орла — еще одна белая звезда, которую хорошо видно в первой половине ночи. Сразу после захода Солнца она находится практически в кульминации, ниже Веги. Затем она постепенно сдвигается на запад, одновременно опускаясь ниже к горизонту, за которым скрывается после часа ночи.

Альтаир похож на Вегу. Это тоже молодая горячая звезда, масса и радиус которой в 1,7 раза больше, чем у Солнца. Так же, как α Лиры, самое яркое светило созвездия Орла имеет высокую скорость вращения вокруг собственной оси, поэтому вблизи должно выглядеть немного раздутым по экватору. Расстояние до него составляет 16,7 световых лет.

Созвездие Орла
Созвездие Орла. Источник: www.abc.net.au

9. Альдебаран

Альдебаран, или α Тельца — следующая по видимому блеску звезда на украинском небе и самое яркое светило зодиакального пояса. Сейчас его можно наблюдать практически всю ночь. Он поднимается над северо-восточным горизонтом после восьми вечера, примерно в 3 часа ночи проходит кульминацию на юге, а ближе к утру начинает сдвигаться к западу.

Альдебаран — еще один красный гигант, пусть и не такой огромный, как Бетельгейзе. Его масса в 2,5 раза больше солнечной, но по радиусу он превышает наше светило в 44 раза. Ожидается, что в следующие 2 млрд лет он сбросит свою оболочку и превратится в белый карлик. Расстояние до него в нашу эпоху составляет 65 световых лет, однако 300 тыс. лет назад оно было примерно втрое меньше, благодаря чему Альдебаран был самой яркой из всех «неподвижных» звезд земного неба.

Звезда Альдебаран
Звезда Альдебаран. Источник: Википедия

10. Антарес

Антарес, или α Скорпиона, в наших широтах никогда не поднимается высоко над горизонтом, большую часть времени находясь над его южной частью. Осенью эту красную звезду можно увидеть только вечером, причем уже в ноябре она будет садиться менее чем через час после захода Солнца, а в конце месяца окончательно спрячется в его лучах.

На самом деле Антарес — это пара звезд. Одна из них представляет собой красный гигант массой примерно в 12 раз больше солнечной. Его компаньон — горячая голубая звезда, примерно в десять раз массивнее нашего светила. Обе звезды очень молодые. Их возраст составляет всего 15 млн лет, поэтому относительно недавно обе они были голубыми. Но уже через несколько десятков миллионов лет и второй компонент, «сжегши» свое водородное термоядерное топливо, станет красным гигантом, а затем эта пара превратится в черные дыры или нейтронные звезды.

Антарес и его окружение
Антарес и его окружение. Источник: www.star-facts.com

11–12. Кастор и Поллукс

Кастор и Поллукс — α и β Близнецов, самые яркие звезды этого созвездия. На осеннем небе Украины они появляются вместе после 22:00. Из-за горизонта они поднимаются на юго-востоке, а перед рассветом их можно увидеть уже на северо-востоке, причем достаточно высоко.

Хотя с Земли кажется, что два «звездных близнеца» расположены близко, на самом деле они достаточно сильно отличаются и находятся на значительном расстоянии друг от друга. От Поллукса до Солнечной системы свет летит 34 года. Эта звезда почти в полтора раза тяжелее Солнца и имеет в 9 раз больший радиус. Вокруг нее вращается планета — газовый гигант, вдвое больше Юпитера.

Кастор и Поллукс
Кастор и Поллукс — именно так зовут близнецов, в честь которых названо это зодиакальное созвездие

Кастор отделяет от нас 50 световых лет. Это восьмикратная звездная система, главным компонентом которой является белая звезда массой примерно в 2,6 солнечных. Вокруг нее вращается аж 7 светил-спутников: еще одна белая звезда, желтая, три красных и один коричневый карлик.

Другие звезды на небе

На самом деле это не все самые яркие звезды украинского неба. В приведенном выше перечне не хватает Спики (α Девы), которую видно в другое время года — сейчас вблизи нее движется Солнце. Кроме того, осенью на небе можно увидеть немало менее ярких звезд, которые заслуживают того, чтобы их вспомнили.

Например, практически всю ночь виден Денеб (α Лебедя). Вечером он находится прямо над головой и вместе с Вегой и Альтаиром образует так называемый летне-осенний треугольник. Еще одну яркую звезду — Фомальгаут (α Южной Рыбы) — можно увидеть в первой половине ночи над южным горизонтом.

Летне-осенний треугольник

Среди семи звезд «ковша» Большой Медведицы три относятся к 50 самым ярким на земном небе. Это Алиот и Алькаид (две звезды «держака») и Дубхе — крайняя звезда «ковша». Ну и не стоит забывать об α Малой Медведицы — Полярной звезде. Эти два созвездия можно увидеть в северной части небосвода.

А во второй половине ночи на небе появляется целая россыпь ярких звезд. Алнитак, Алнилам и Минтака образуют «пояс Ориона». Их легко найти на небе, потому что они выстроились в прямую линию точно между Ригелем и Бетельгейзе. Перекошенные «песочные часы» созвездия дополняют звезды Белатрикс и Саиф.

Чуть позже Кастора с Полуксом восходит Альхена — третья по яркости звезда созвездия Близнецов. Найти ее можно между этой парой и Бетельгейзе. А практически перед самым рассветом на небе появляется Регул — α Льва. Он восходит почти точно на востоке. За ним выходит Венера, а затем — Солнце.