«Поздний» афелий 2023 года

Ежегодно в начале июля наша планета проходит афелий — наиболее удаленную от Солнца точку своей орбиты. То, что она это делает летом, не должно сбивать с толку: не забывайте, что в Южном полушарии сейчас зима, то есть времена года на Земле не «привязаны» к ее гелиоцентрическому расстоянию. Как правило, она оказывается в афелии 3–4 июля, но в текущем году это произойдет 6 июля в 12 часов по киевскому времени. Откуда взялось такое существенное опоздание?

Во-первых, не будем забывать, что следующий год — високосный. Один оборот Земли вокруг Солнца длится не ровно 365 суток, а почти на 6 часов дольше, и каждый следующий год она проходит через те же точки своей орбиты примерно на 6 часов позже. Чтобы компенсировать это несоответствие, каждые 4 года в календарь добавляется еще один день. Он позволяет «переступить» накопившиеся дополнительные сутки, благодаря чему моменты солнцестояний и равноденствий возвращаются на свои «привычные» даты. То же самое справедливо и для моментов прохождения перигелия и афелия.

Размер солнечного диска, видимого с Земли в перигелии (левая половина) и в афелии (правая половина)

Но есть и более важный фактор «запаздывания» Земли. Дело в том, что она, как и все остальные планеты, в действительности обращается не вокруг Солнца, а вокруг барицентра Солнечной системы — общего центра масс всех тел, входящих в ее состав. Понятно, что кометы и даже крупные астероиды на его положение практически не влияют. А вот гравитация самой большой планеты — Юпитера — заставляет центр нашего светила отклоняться от барицентра на величину, составляющую тысячную долю (точнее, 1/1047 — именно в 1047 раз масса Юпитера меньше солнечной) радиуса юпитерианской орбиты. В пересчете на привычные нам единицы длины это равно почти 750 тыс. км, то есть больше солнечного радиуса.

Несложно понять, что разница между моментами прохождения Земли на минимальном расстоянии от барицентра и от центра Солнца будет отличаться тем сильнее, чем сильнее направление на Юпитер будет отклоняться от линии апсид земной орбиты (воображаемой линии, соединяющей перигелий с афелием). В 2023 году это отклонение ненамного превышает 90°, то есть оно близко к максимально возможному. А еще Юпитеру «помогают» другие внешние планеты: хоть они и имеют заметно меньшую массу, но все равно «оттягивают» барицентр Солнечной системы еще дальше от центра нашей звезды. Все они пройдут противостояние осенью, кроме Сатурна, который это сделает 27 августа.

Уже в следующем году дата прохождения Землей афелия «вернется» на 5 июля, а в 2025-м, когда Юпитер снова приблизится к линии апсид — на 3 июля. Впрочем, на жизнь астрономов, не говоря уже о рядовых обитателях третьей планеты от Солнца, это никак не повлияет: все изменения в «поведении» нашего светила, которые могут возникнуть благодаря упомянутому сдвигу даты, настолько незначительны, что их можно заметить разве что с помощью наиболее чувствительных приборов.

Следует также заметить, что в будущем «опоздания» перигелия и афелия будут происходить все чаще. Поскольку земная орбита постепенно меняется под действием гравитации других планет, прохождение Землей этих точек медленно сдвигается относительно календарных дат, максимально «привязанных» к моментам равноденствий и солнцестояний. В среднем этот сдвиг составляет одни сутки за 58 лет.