VLT сфотографировал рождение «Охотника»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Созвездие Ориона — одно из наиболее узнаваемых сочетаний звезд на ночном небе. Люди обратили на него внимание, по меньшей мере, десятки тысяч лет назад, а скорее всего — гораздо раньше. Китайские астрономы называли это созвездие «Шень» — в буквальном переводе «три звезды». Древние египтяне представляли на этом месте богов Сах и Сопдет, а греческие звездочеты видели храброго охотника Ориона с поднятым над головой мечом.

Но и сам по себе Орион — замечательный участок неба. На этом снимке, полученном Очень большим телескопом Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), запечатлена скрывающаяся в центре созвездия отражательная туманность NGC 2023. Она расположена на расстоянии 1500 световых лет, соседствуя с хорошо известными туманностями «Конская голова» и «Пламя» (или «Факел»).

Отражательная туманность NGC 2023. Источник: ESO

NGC 2023 является одной из крупнейших отражательных туманностей на небе. Так называют облака межзвездной пыли, отражающие свет расположенных поблизости или внутри них источников света, подобно тому, как туман рассеивает свет автомобильных фар. NGC 2023 освещается массивной молодой звездой HD 37903, которая в несколько раз горячее Солнца. Ее яркий бело-голубой свет заставляет NGC 2023 светиться молочным сиянием.

Отражательные туманности часто становятся местами рождения звезд и содержат клочковатые газовые облака, существенно более плотные, чем окружающая среда. Под действием гравитации эти облака притягиваются друг к другу и сливаются. Эти процессы завершаются образованием новых светил. Так что через несколько миллионов лет в Поясе Ориона может появиться еще одна звезда (а возможно, и больше).

Приведенный снимок NGC 2023 сделан камерой спектрографа VLTFORS в рамках образовательно-просветительской инициативы «Космические сокровища ESO». Ее целью является фотографирование интересных, загадочных или просто красивых объектов южного неба. Для этого используется время, в течение которого телескопы по каким-то причинам не могут выполнять плановые наблюдения. Впрочем, все полученные данные могут быть использованы для научных целей и доступны для астрономов через архив ESO.