Планета размером с Сатурн имеет чрезвычайно массивное ядро

Ученые исследовали экзопланету TOI-837 b. Она представляет собой большой газовый гигант, размером примерно с Сатурн. При этом внутри находится чрезвычайно тяжелое ядро, масса которого составляет около 60 процентов от общей массы этого небесного тела.

Газовый гигант
Газовый гигант. Источник: astrophotographylens.com

Исследование планеты TOI-837 b

Европейские астрономы провели фотометрические и спектроскопические наблюдения далекой гигантской экзопланеты, известной как TOI-837 b. В результате они обнаружили, что она представляет собой газовый гигант размером с Сатурн и содержит массивное ядро. Это бросает вызов современным теориям формирования ядра.

TOI-837 b была открыта в 2020 году. Она вращается вокруг молодой (около 35 млн лет) карликовой звезды спектрального типа F9/G0 в открытом скоплении IC 2602 на расстоянии около 465 световых лет. Год на планете составляет всего 8,32 суток. Она имеет радиус примерно 0,77 юпитерианского. Звезда TOI-837 по размеру примерно равна Солнцу, имеет массу около 1,14 масс Солнца, а ее эффективная температура составляет почти 6000 К.

Команда астрономов во главе с Оскаром Барраганом из Оксфордского университета (Великобритания) решила провести дальнейшие фотометрические и спектроскопические наблюдения TOI-837 b с целью дальнейшей характеристики ее свойств и природы. Для этого они использовали спутник NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) и различные наземные приборы.

Чрезвычайно массивное ядро

Наблюдения показали, что TOI-837 b имеет радиус 0,817 юпитерианского, а ее масса составляет примерно 0,395 массы Юпитера, что дает плотность на уровне 0,89 г/см3. Планета отделена от звезды на 0,088 а.е., а ее равновесная температура составляет около 1000 К.

Астрономы подчеркнули, что полученные свойства TOI-837 b, главным образом ее плотность, молодой возраст и расстояние до звезды, позволяют предположить, что масса ядра составляет примерно 70 масс Земли (0,22 массы Юпитера), что составляет около 60% от общей массы планеты.

Исследователи отмечают, что такое значительное ядро в относительно молодом планетном теле является вызовом для современных моделей формирования планет и аккреции ядра, особенно из-за относительно низкой звездной металличности.

Перспективи подальших астрономічних досліджень

«Наше исследование системы TOI-837 и ее загадочного спутника TOI-837 b открывает молодую экзопланету размером с Сатурн, которая бросает вызов традиционным ожиданиям своим неожиданным массивным ядром», — сообщают авторы статьи.

Благодаря своим уникальным характеристикам TOI-837 b должна стать объектом для углубленного изучения атмосферы. Например, измерение объемной доли металлов в атмосфере планеты может раскрыть истинную природу ее внушительного ядра. Такие исследования можно провести с помощью космического телескопа James Webb (JWST).