«Звездный водоворот» над пустыней Атакама

Европейская южная обсерватория (ESO) опубликовала весьма эффектное фото. Оно было сделано у подножия горы Ла-Силья, расположенной в чилийской пустыне Атакама. Снимок демонстрирует оптический эффект, который можно назвать «небесный водоворот».

Звездные треки над вершиной горы Ла-Силья. Источник: Zdeněk Bardon (bardon.cz)/ESO

«Небесный водоворот» состоит из множества окружностей, каждая из которых представляет собой звездный трек. Они образуются в результате видимого движения звезд по небу вокруг точки полюса, которое объясняется тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Поэтому, чтобы сделать такое фото, требуется съемка с выдержкой в несколько часов.

Вершина горы Ла-Силья расположена на высоте около 2400 м над уровнем моря. Сочетание исключительно низкой влажности и отсутствие источников светового загрязнения делают ее одним из лучших мест в мире для проведения астрономических наблюдений.

На  Ла-Силья работают два принадлежащих ESO крупных астрономических инструмента: 3,6-метровый телескоп ESO, на котором смонтирован спектрограф HARPS (один из наиболее эффективных инструментов для поиска экзопланет методом лучевых скоростей) и 3,58-метровый Телескоп новых технологий (NTT) — первый в мире телескоп с контролируемой компьютером формой главного зеркала.