Звездные вспышки способны разогревать недра планет в системе TRAPPIST-1

Недра экзопланет в системе TRAPPIST-1 могут разогреваться из-за высокой звездной активности. Об этом говорят результаты исследования, проведенного коллективом немецких ученых.

Система TRAPPIST-1 в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

TRAPPIST-1 является одной из наиболее известных звездных систем. Вокруг этого красного карлика обращается, по меньшей мере, семь каменных экзопланет. При этом, орбиты сразу трех из них проходят в зоне обитаемости. Это значит, что они получают достаточно тепла от своей звезды, чтобы при наличии подходящих атмосферных условий на их поверхности могла существовать вода в жидком виде.

Неудивительно, что система TRAPPIST-1 является предметом большого количества научных исследований. Их целью является оценка ее долговременной стабильности, а также потенциальной жизнепригодности. Поскольку красные карлики представляют  собой весьма активные звезды, которые часто производят мощные вспышки, многие исследователи довольно скептически оценивают перспективы жизни у TRAPPIST-1. По их мнению, под действием звездной активности экзопланеты в таких системах могут полностью лишиться своей атмосферы.

Однако авторы нового исследования, результаты которого были опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters, взглянули на этот вопрос с другой стороны. Они попытались оценить, какое влияние высокая звездная активность оказывает на недра экзопланет. Для этого ученые прибегли к помощи моделирования.

Планеты системы TRAPPIST-1 в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Созданная исследователями модель показала, что если каменная экзопланета обладает собственным магнитным полем, то высокая звездная активность будет индуцировать токи в ее недрах, что приведет к их разогреву. По оценкам ученых, выделяемое в ходе этого процесса тепло может быть сопоставимо с энергией, образующейся в процессе распада радиоактивных элементов в земной мантии и ядре.

Дополнительное тепло будет способствовать более высокой геологической активности. В первую очередь, она будет проявляться в вулканизме. По словам ученых, это не обязательно является плохой новостью. Так, в ходе извержений в атмосферу выбрасываются газы. Они могут  компенсировать атмосферные потери, вызванные постоянными вспышками на красном карлике. Кроме того, извержения меняют поверхностную среду — и при некоторых обстоятельствах, эти изменения могут способствовать появлению жизни.

В любом случае результаты исследования показывают, что влияние активных звезд на планеты не ограничивается лишь атмосферой, а носит намного более комплексный характер. И исследователи, пытающиеся оценить жизнепригодность внесолнечных миров, должны это учитывать.

Напомним, что недавно астрономы нашли две экзопланеты-гиганта у солнцеподобных звезд.