Звездное кладбище: астрономы сфотографировали остаток сверхновой в Парусах

Сотрудники Европейской Южной обсерватории опубликовали красивый снимок, сделанный Обзорным телескопом VLT (VST). Он демонстрирует остаток сверхновой в Парусах.

Остаток сверхновой в Парусах. Источник: ESO/VPHAS+ team. Acknowledgement: Cambridge Astronomical Survey Unit

Остаток сверхновой в Парусах находится на расстоянии 800 – 900 световых лет в одноименном созвездии, являясь одной из ближайших к Земле подобной структурой. Некогда на этом месте располагалась массивная звезда. Но примерно 11 тысяч лет назад она исчерпала запасы своего термоядерного топлива, что привело к коллапсу ее ядра, сопровождавшемуся колоссальным взрывом. По мнению ученых, сверхновая сияла так ярко, что была видна даже на дневном небе.

Что касается самой звезды, то когда она взорвалась, ее внешние слои были выброшены в окружающую газовую среду.  Ударные волны прошли сквозь них, сжимая вещество и создавая сложные волокнистые структуры. Высвобождаемая при этом энергия, разогрела газовые пряди, заставив их ярко сиять, что и демонстрирует опубликованное фото.

От самой же погибшей звезды, остался сверхплотный шар диаметром всего несколько десятков километров, в котором протоны и электроны слиплись, образовав нейтроны. Такие объекты называют нейтронными звездами. Нейтронная звезда в остатке сверхновой в Парусах расположена за пределами запечатленной на фото области. Она вращается со скоростью порядка десяти оборотов в секунду.

Снимок остатка сверхновой был получен при помощи установленной на VST 286-мегапиксельной камеры OmegaCAM. Она может получать изображения через несколько фильтров, каждый из которых позволяет телескопу наблюдать свет, излучаемый в определенном цвете. Для данного изображения использовались четыре фильтра, представленные комбинацией пурпурного, синего, зеленого и красного цветов. Сам же VST обладает 2,6-метровым главным зеркалом, что делает его одним из крупнейших в мире телескопов, предназначенных для получения панорамных обзоров неба в видимом свете.