Звездная супервспышка пролила свет на тяжелое детство Земли

Американские астрономы зафиксировали супервспышку молодой звезды, которая всего за несколько часов стала в сто раз ярче. Она дает представление о том, как себя ведут новорожденные светила на ранних этапах своей жизни и как они влияют на развитие планет.

Звездная супервспышка. Источник: beyondearthlyskies.blogspot.com

Открытие было сделано в ходе изучения HD 283572. Это звезда, чья масса примерно на 40% больше солнечной, находится на расстоянии 400 световых лет от Земли. Ее возраст составляет менее 3 млн лет.

Ученые использовали  радиотелескопы комплекса SMA на Гавайях для изучения распределения пыли в окружающем звезду протопланетном диске, надеясь найти там зачатки будущих экзопланет. Вместо этого зафиксировали мощную вспышку, которая привела к тому, что светимость звезды увеличилась более чем в сто раз. За 9 часов HD 283572 выпустила примерно в миллион раз больше энергии, чем любые подобные вспышки в миллиметровом диапазоне, наблюдавшиеся на ближайших звездных соседях Солнца.

По оценкам исследователей, каждая миллисекунда события была эквивалентна расходованию всего ядерного арсенала Земли. Поскольку была зафиксирована только одна вспышка, остается неясным, что именно ее спровоцировало. Возможно, это было взаимодействие с невидимыми звездами-компаньонами или планетами или периодическая активность звездных пятен.

Изменение яркости звезды HD 283572 до, во время и после супервспышки. Источник: CfA/J. B. Lovell et al.

В любом случае, вспышка является важной подсказкой, позволяющей заглянуть в далекое прошлое Солнечной системы. Она указывает на то, что звездная активность может оказывать очень серьезное влияние на новорожденные планеты, ограничивая рост их атмосфер или серьезно повреждать уже сформировавшиеся газовые оболочки. Не исключено, что такие вспышки даже могут разрушать планетные эмбрионы.

Ранее мы рассказывали о самой мощной, за последние шесть лет, вспышке на Солнце.