Зонды для изучения астероидов отправятся на склад NASA

NASA приняла решение завершить миссию Janus. Пара межпланетных зондов будут помещены на склад для долговременного хранения.

Несостоявшийся полет к астероидам

Миссия Janus была разработана в рамках программы SIMPLEx-2 (Small Innovative Missions for Planetary Exploration), предусматривающей изучение объектов Солнечной системы с использованием небольших и относительно недорогих космических аппаратов.  Оба зонда имеют идентичную конструкцию. Их масса составляет 36 кг, научная начинка состоит из двух камер, способных получать изображения в видимом и инфракрасном диапазоне.

Концепт миссии Janus. Источник: Janus illustration — Lockheed Martin

Зонды должны были отправиться в космос в качестве попутного груза миссии Psyche. Предполагалось, что они осуществят пролет пары двойных астероидов (175706) 1996 FG3 и (35107) 1991 VH, входящих в состав семейства Аполлонов.

К сожалению, NASA пришлось перенести запуск Psyche с 2022 на 2023 год. Это оставило Janus без работы. Расчеты показали, что при запуске в 2023 году аппараты не смогут достичь ни своих изначальных целей, ни каких-либо других околоземных астероидов. Инженеры также рассмотрели вариант полета Janus вместе с Psyche в Главный пояс астероидов. Он оказался неосуществим по энергетическим соображениям — солнечные батареи зондов не смогли бы вырабатывать достаточное количество энергии.

Специалисты изучили и возможность запустить Psyche на какой-то другой ракете. Однако им не удалось найти подходящего попутного носителя, в то время как бюджет миссии не позволяет купить отдельную ракету.

Завершение программы

Комбинация из всех вышеперечисленных факторов привела к закономерному результату. NASA приняла решение завершить программу. После окончания оговоренных контрактом работ, пара зондов будет помещена на склад для долговременного хранения.

Зонды Janus. Источник: Lockheed Martin

В теории, в будущем Janus все же могут отправиться в космос. Это произойдет если NASA удастся найти им какое-то применение или иную задачу. Подобные случаи бывали. В качестве примера можно привести спутник DSCOVR. Из-за прекращения финансирования, уже практически готовый аппарат был помещен на долговременное хранение в 2001 году. Десять лет спустя, уже при новом руководстве NASA, программа была возрождена. В итоге, в 2015 году DSCOVR все же отправился в космос.

По материалам https://blogs.nasa.gov