Женщинам-астронавтам повысят порог радиационного облучения на орбите

Каждый день Землю атакует ионизирующее излучение — высокоэнергетические волны, способные выбивать электроны из атомов тела. Их создают Солнце и межгалактические высокоэнергетические лучи от взрывающихся звезд. Высокие дозы ионизирующего излучения могут даже привести к лучевой болезни и раку. К счастью, магнитосфера и атмосфера нашей планеты предотвращают попадание почти всей этой радиации на поверхность Земли. Но на Международной космической станции (МКС), которая по-прежнему защищена магнитосферой, а не атмосферой, астронавты подвергаются более высокому уровню ионизирующего излучения, что увеличивает риск развития рака в течение их карьеры.

Астронавт
Почему NASA запрещает женщинам оставаться долго на орбите? Фото: Unsplash

В соответствии с текущими ограничениями, установленными NASA в 1989 году, предел эффективной дозы для карьеры космонавта основан на максимальном 3-процентном избыточном риске смертности от рака в течение жизни. Этот риск оценивается по специальной шкале в зависимости от возраста и пола, начиная от нижнего предела радиации в 180 миллизивертов (мЗв) для 30-летней женщины до верхнего предела в 700 мЗв для 60-летней женщины. Почему же для женщин-астронавтов установлен более низкий карьерный предел радиационного облучения, чем для мужчин-астронавтов?

Гендерные различия

По словам Р. Джулиана Престона, специального государственного служащего отдела радиационной защиты Агентства по охране окружающей среды США, нижний радиационный порог NASA для женщин-астронавтов был основан по следующему исследованию. Когда женщины и мужчины подвергались воздействию высоких уровней радиации в течение одинаковых периодов времени, у женщин более чем в два раза повышался риск развития рака легких по сравнению с мужчинами.

«Исследование основано на данных о выживших после атомных бомбардировок в Японии. Выяснилось, что женщины более чувствительны к ионизирующему излучению, чем мужчины, особенно в отношении рака легких», — говорит Престон, член комитетов Национального совета по Радиологическая защита и измерения, рассказывая Live Science.

Peggy Annette Whitson
Пэгги Эннет Витсон — биохимик, астронавт NASA, первая женщина-командир Международной космической станции

Эти рекомендации имели реальные последствия для карьеры. В 2018 году бывшему руководителю отряда астронавтов NASA Пегги Уитсон, которая публично выразила свое недовольство ограничениями радиации для женщин-астронавтов, пришлось уйти в отставку после того, как в возрасте 57 лет она достигла предела по уровню радиационного облучения.

Порог 600 мЗв для всех астронавтов

Ожидается, что рекомендуемый предел облучения радиацией может измениться в ближайшем будущем. В 2021 году NASA обратилась к группе экспертов, созванной Национальными академиями наук, инженерии и медицины, с просьбой оценить план аэрокосмической администрации по изменению предела радиации в карьере до 600 мЗв для всех астронавтов всех возрастов. NASA определила этот предел, применив модель риска рака к наиболее восприимчивым людям: молодым женщинам в начале карьеры астронавта. Агентство рассчитало средний риск смерти, вызванной воздействием для этой группы, и пересмотрело риски. Выяснилось, что допустимая норма может быть гораздо большей, чем раньше. Эта доза составляет 600 мЗв, которую астронавт получит во время четырех шестимесячных экспедиций на МКС. Это означает, что у женщин может быть больше времени для пребывания на космической станции.

Предлагаемый NASA план также включает в себя отмену лимита облучения для более длительных миссий, таких как возможный полет на Марс. За это время астронавты подвергнутся облучению примерно в 900 мЗв. Эта доза, вероятно, меньше пределов облучения в 1000 мЗв, которые европейские, канадские и российские космические агентства в настоящее время установили для своих астронавтов.

Напомним, что ранее астронавт предупредил Тома Круза об ужасном запахе на МКС.