Земля могла образоваться быстрее, чем считалось до сих пор

Ученые предположили, что Земля образовалась не вследствие столкновения крупных тел, а в процессе выпадения на ее зародыш мелких камешков. Это объясняет, откуда на ней появилась вода в больших количествах.

Образование Земли.
Образование Земли. Источник: www.smithsonianmag.com

Земля могла расти очень быстро

Ученые опубликовали исследование, в котором поставили под сомнение современные представления о том, как образовалась наша планета. Традиционно считается, что основным механизмом ее роста из зародыша-планетезимали были столкновения с подобными ему телами. В результате каждого из них она становилась немного больше.

Эти столкновения происходили достаточно редко. Поэтому в такой модели формирование нашей планеты растянулось на 100 млн лет. Однако авторы нового исследования показывают, что это могло быть не так. В протопланетном диске, который еще не успел рассеяться, присутствовало большое количество мелких камней, их размер измерялся миллиметрами.

Их было много, поэтому падать на зародыш планеты они могли постоянно. Таким образом формирование Земли проходило плавнее и быстрее. Весь процесс в таком случае занимал всего несколько миллионов лет. По крайней мере такую картину дает исследование изотопного состава метеоритов, проведенное учеными. Да и известные планеты в газопылевых дисках мы видим преимущественно в таком возрасте.

Разгадка тайны воды

Выдвинутая теория имеет еще одно важное следствие. С ее помощью легко объяснить, откуда на Земле в большом количестве появилась вода. В теории, основанной на редких столкновениях с планетезималями, это происходило случайно. Большинство этих протопланет были каменистыми, но нам повезло, что некоторые из них залетели с окраин Солнечной системы и были ледяными.

В случае же образования нашей планеты из мелких камешков это происходило неслучайно. Ведь вместе с силикатными частицами в протопланетном диске должны были бы находиться и ледяные. Они выпадали на нашу планету и превращались в воду.

«Эта теория предполагает, что когда формируется планета, подобная Земле, на ней всегда будет вода. Если вы попадете в другую планетную систему, где есть планета, вращающаяся вокруг звезды размером с Солнце, то эта планета должна иметь воду, если она находится на правильном расстоянии», — говорит Мартин Биззарро, один из авторов исследования.