Завершено строительство самого мощного радиотелескопа северного полушария

Институт миллиметровой радиоастрономии (IRAM) сообщил о вводе в эксплуатацию последней антенны комплекса радиотелескопов NOEMA. Торжественная церемония открытия обсерватории состоялась 30 сентября.

Комплекс радиотелескопов NOEMA. Источник: IRAM

Комплекс NOEMA расположен на плато де Буре во Французских Альпах. Он состоит из двенадцати 15-метровых антенн. Первая из них была установлена в 2014 году. Таким образом, на то, чтобы полностью ввести обсерваторию в эксплуатацию потребовалось восемь лет.

На сегодняшний день NOEMA является самым мощным радиотелескопом в северном полушарии. Его антенны оснащены высокочувствительными приемниками, работающими близко к квантовому пределу. Во время наблюдений они могут действовать как единый телескоп. Для этого принимаемые антеннами сигналы складываются в единое целое. Это позволяет создать виртуальный аналог радиотелескопа с диаметром, равным расстоянию между  внешними антеннами. При этом, при необходимости сотрудники обсерватории могут перемещать антенны на другие позиции. Для этого используется специальная рельсовая система длиной 1,7 км.

Завершение строительства NOEMA является важной новостью для астрономов. Это одна из немногих радиообсерваторий, способных одновременно обнаруживать и измерять большое количество сигнатур (своеобразных «отпечатков пальцев») молекул и атомов. Комплекс даст исследователями возможность изучать состав и динамику галактик, процессы рождения и смерти звезд, кометы, а также окрестности черных дыр.

Комплекс радиотелескопов NOEMA. Источник: IRAM

Также стоит отметить, что даже работая не на полную мощность, NOEMA уже успел совершить ряд открытий. Например, обсерватория наблюдала самую отдаленную из известных на сегодняшний день галактик, образовавшуюся вскоре после Большого взрыва. Кроме того, комплекс измерил температуру реликтового излучения на очень ранней стадии развития Вселенной.

Вы также можете почитать о планах по строительству крупнейшего в мире радиотелескопа, который растянется от Южной Африки до Австралии.

По материалам https://phys.org