Зашторено! За высокотехнологичными ветровыми щитами VLT

Представленный снимок сделан внутри одной из башен Очень Большого телескопа ESO (VLT) — крупнейшей по общей площади зеркал оптической обсерватории на Земле. Изображение демонстрирует систему ветровых щитов, имеющих высоту примерно полметра. Они играют жизненно-важную роль в работе VLT.

Ветровые щиты VLT. Источник: ESO/F. Rodríguez

Башни и купола основных телескопов комплекса VLT выполняют ключевую задачу в защите их начинки от внешних факторов: ветра, дождя, песка и пыли. Но и сами эти огромные конструкции могут создавать проблемы для астрономов. Воздух внутри башен может завихряться, создавая турбулентные потоки (отдаленно похожие на те, из-за которых трясется самолет в полете). Они, в свою очередь, способны размывать получаемые ими изображения.

Для минимизации эффектов турбулентности форма купола телескопов была подвергнута тщательному тестированию в ветровых туннелях. А внутри башен установлена система автоматического регулирования температуры и воздушных потоков, что позволяет еще надежнее контролировать турбулентность. Серебристые ветровые экраны, вроде тех, что изображены на фото, скользят в горизонтальной плоскости. Открываясь и закрываясь при движении трубы телескопа вверх и вниз, они блокируют нижнюю часть щели купола, через которую ночью к телескопу поступает свет. Таким образом, удается добиться невозмущенного течения воздуха вокруг телескопа и его защиты от ветра.

Вдобавок, по периметру купол оборудован системой окон и заслонок (жалюзей), которые автоматически открываются и закрываются в течение ночи. Так обеспечивается постоянная работа VLT с максимально высоким качеством изображения и возможность получения идеальных снимков космических объектов.

Вы также можете почитать о том, как комплекс радиотелескопов ALMA сфотографировал космическую паутину.

Молодые звезды кружатся вокруг черной дыры, как рой пчел