ESA запустило JUICE: аппарат уже вышел на связь

14 апреля с космодрома Куру состоялся запуск JUICE — наиболее амбициозной межпланетной миссии в истории Европейского космического агентства (ESA). Он завершился успехом. Аппарат уже отделился от верхней ступени носителя и вышел на связь с центром управления. В ближайшее время ему предстоит развернуть солнечные батареи, а также антенны и штангу магнитометра.

Отделение аппарата JUICE от ракеты Ariane 5 в представлении художника. Источник: ESA

Мы уже весьма подробно рассказывали о техническом устройстве JUICE и его задачах. Напомним главное. Основными целями космического аппарата станут три спутника Юпитера — Ганимед, Каллисто и Европа. Считается, что под их ледяными поверхностями скрываются огромные океаны. Ученые допускают, что они обладают условиями, способствующими формированию и поддержанию жизни.

Теперь зонду предстоит долгое восьмилетнее путешествие. Чтобы набрать необходимую скорость для достижения Юпитера, он осуществит четыре гравитационных маневра для ускорения. Первый состоится в августе 2024 года, когда JUICE совершит пролет Луны и Земли. Спустя год аппарат навестит окрестности Венеры. В сентябре 2026 года он во второй раз сблизится с Землей, затем пройдет через пояс астероидов, а потом вновь вернется к нашей планете. Финальный гравитационный маневр у Земли состоится в январе 2029 года, что наконец-то позволит аппарату лечь на курс к Юпитеру, которого он достигнет летом 2031 года.

Также стоит сказать, что запуск JUICE стал предпоследней миссией для ракеты Ariane 5. За 27 лет эксплуатации она летала в космос 116 раз. 111 запусков были успешными, два — классифицированы как частичные неудачи, еще три завершились авариями.

ESA планирует заменить Ariane 5 новой ракетой Ariane 6. Изначально ее планировали ввести в эксплуатацию еще в 2020 году. Однако из-за различных проблем эта дата уже несколько раз сдвигалась. На данный момент первый полет Ariane 6 запланирован на конец 2023 года.