Загадочный источник гамма-излучения привлек внимание ученых

Исследователи изучают загадочный источник гамма-радиоизлучения, обнаруженный вблизи от центра Галактики. Он не имеет аналогов в других диапазонах. Ученые углубились в архивные исследования и предположили, что же это может быть.

Пульсарная ветровая туманность — источник радиоизлучения
Пульсарная ветровая туманность — источник радиоизлучения. Авторство: NASA

Загадочный источник излучения

24 января на сайте препринтов arXiv появилось исследование, посвященное одному из самых загадочных объектов, обнаруженных во время обзора неба 2FHL. Он является чрезвычайно ярким в гамма-диапазоне, но не идентифицируется ни с одним видимым телом.

Второй каталог источников высоких энергий Fermi-LAT (2FHL) содержит информацию о расположении, спектрах и свойствах переменности 360 источников, которые были ранее обнаружены в диапазоне энергий 50 ГэВ-2 ТэВ в рамках миссии NASA Fermi. В частности, там есть 12 источников очень высоких энергий (VHE) в галактической плоскости с гамма-фотонным индексом менее 1.8, которые пока не имеют никакой привязки к видимым объектам.

Одним из таких неассоциированных источников сверхвысоких энергий является 2FHL J1745.1-3035, расположенный близко к центру Галактики. В гамма-лучах он является вторым по яркости среди неассоциированных VHE-источников в выборке 2FHL. Предварительные наблюдения показали, что преимущественно он излучает энергию в диапазоне 50 ГэВ, но также является активным и в ТэВ.

Анализ данных новых космических телескопов

Чтобы пролить больше света на свойства и природу 2FHL J1745.1-3035, группа астрономов под руководством Стефано Маркеси из Болонского университета в Италии проанализировала новые архивные данные космических аппаратов NASA Chandra и NuSTAR, а также спутника ЕКА XMM-Newton.

Исследовав рентгеновские и гамма-спектры 2FHL J1745.1-3035, астрономы обнаружили, что источник рентгеновского излучения является компактным, без признаков расширения. Однако наблюдения на Chandra позволили исследователям обнаружить значительно расширенное излучение до масштаба примерно 5 дуговых секунд.

Исследование спектральных свойств 2FHL J1745.1-3035 показывает, что источник является очень жестким при энергиях ниже 10 кэВ и значительно мягче в более высоком энергетическом диапазоне. Согласно исследованию, широкополосный рентгеновский спектр источника лучше всего описывается моделью с ломаным степенным законом с энергией излома около 7 кэВ.

Пульсарные ветровые туманности

Авторы исследования делают вывод, что их результаты свидетельствуют о том, что 2FHL J1745.1-3035, вероятнее всего, является мощной пульсарной ветровой туманностью (PWN), представляющей собой облака газа, которые излучают энергию из-за воздействия на них пульсарного ветра. Последний состоит из заряженных частиц, и когда он сталкивается с окружением этого объекта, в частности с медленно расширяющимся выбросом сверхновой, он образует PWN.

Если сценарий пульсарной ветровой туманности для 2FHL J1745.1-3035 подтвердится дальнейшими исследованиями, это будет один из самых тяжелых PWN, когда-либо обнаруженных в рентгеновских и гамма-лучах.