Загадочному сигналу от Проксимы Центавра нашли неожиданное объяснение

Исследование загадочного радиосигнала из-за пределов Солнечной системы объяснило природу его происхождения. К сожалению для тех, кто надеялся в нем узреть первые признаки инопланетной цивилизации, источником «межзвездного сообщения» оказалась сломанная земная техника.

Сигнал впервые был зафиксирован 29 апреля 2019 года. Астрономы предположили, что он исходит от Проксимы Центавра — ближайшей к Солнцу звездной системы. Недавно в ней даже обнаружили одну потенциально обитаемую планету. Сигнал попал в узкую полосу радиоволн 982 МГц. На этой частоте редко посылаются радиосообщения от самолетов или спутников. Безусловно, исследователи сперва интерпретировали эти свойства как возможный признак инопланетных технологий.

«Чужой» сигнал
«Чужой» сигнал от ближайшей звездной системы оказался сломанным компьютером на Земле. Фото: Live Science

Передача длилась около пяти часов. Однако при последующих сканированиях Проксимы Центавра сигнал не повторился. После двух лет изучений исследователи пришли к выводу, что он пришел не из-за пределов Солнечной системы, а из Земли. Результаты опубликованы 25 октября в журнале Nature Astronomy.

«Это искусственные радиопомехи от какой-то сломанной техники. Вероятно, с поверхности Земли», — прокомментировала София Шейх, астроном из Калифорнийского университета в Беркли и соавтор обеих статей.

Шейх и ее коллеги подробно описывают сигнал, получивший название BLC1. Он был зафиксирован астрономами с помощью радиотелескопа обсерватории Паркса на юго-востоке Австралии во время изучения Проксимы Центавра. Исследование было частью продолжающейся программы по «охоте на инопланетян» стоимостью 100 миллионов долларов. Программа получила название Breakthrough Listen. В ней участвуют телескопы по всему миру для прослушивания возможных внеземных передач.

Телескоп зарегистрировал более 4 миллионов радиосигналов из окрестностей Проксимы Центавра. Однако BLC1 показался астрономам необычным как своей продолжительностью, так и своеобразной длиной волны. Команда быстро исключила помехи со стороны спутников или самолетов.

Радиотелескоп обсерватории Паркса
Радиотелескоп обсерватории Паркса. Фото: Wikipedia

После того, как сигнал повторно не появился, специалисты внимательно изучили свои исходные данные. Было обнаружено, что их программа не учла несколько сигналов, схожих с BLC1, излучавшихся на разных частотах.

Исследователи пришли к выводу, что BLC1 и «похожие» сигналы были компонентами одного и того же радиоисточника. Сигнал исходил из поверхности Земли, в нескольких сотнях километров от радиотелескопа.

Поскольку сигнал больше не появлялся, вполне вероятно, что он исходил от неисправного электронного оборудования. Так как диапазон радиочастот соответствовал частоте тактового генератора, используемого в цифровой электронике, вероятно, источником «загадочных сигналов» был телефонный коммутатор, который в то время ремонтировали монтажники.

По материалам Live Science