Загадки нового источника быстрых радиоимпульсов

Ученым удалось локализовать новый источник быстрых радиоимпульсов. Скорее всего, им является пульсар или магнетар, расположенный в 3 млрд световых лет от нас. Однако появились новые загадки.

Магнетар, порождающий быстрые радиоимпульсы
Магнетар, порождающий быстрые радиоимпульсы. Источник: Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Источник быстрых радиоимпульсов в далекой галактике

Радиоастрономам, работающим с Большим массивом антенн национального научного фонда имени Карла Янского (VLA), удалось локализовать положение источника быстрых радиоимпульсов FRB 190520. Впервые он был найден с помощью китайского 500-метрового радиотелескопа FAST в 2019 году.

Теперь ученым удалось узнать, что объект, являющийся источником этих импульсов, расположен в далекой карликовой галактике. Расстояние до нее составляет 3 млрд световых лет. При этом между мощными вспышками излучения источник создает много слабых.

Последняя особенность позволяет сравнить новый объект с FRB 121102, положение которого было определено в 2016-м тоже с помощью VLA. Долгое время ученые вообще не могли понять, откуда до нас долетают загадочные долгопериодические сигналы. Этот источник стал одним из первых, положение которых удалось определить и начать строить догадки относительно его природы.

Загадочные нейтронные звезды

По мнению ученых, наиболее вероятно, что источником быстрых радиоимпульсов является один из типов нейтронных звезд. Это либо очень плотные пульсары, либо магнетары. Последние представляют собой нейтронные звезды с очень мощными магнитными полями. Недавние исследования позволили наблюдать на них процессы, очень похожие на те, что могли бы создавать быстрые радиоимпульсы.

Однако FRB 121102 и FRB 190520 отличаются от остальных источников быстрых радиоимпульсов тем, что на них между основными вспышками наблюдается другая активность. Это может свидетельствовать о том, что они относятся к какому-то другому типу объектов.

Загадка электронов

Источники быстрых радиоимпульсов могут пригодиться астрономам. Дело в том, что когда такой импульс движется сквозь среду, наполненную свободными электронами, его высокочастотные компоненты доходят до нас быстрее низкочастотных. И по величине задержки можно определить расстояние до галактики, в которой находится его источник.

Но с FRB 121102 и FRB 190520 это не работает. В частности, последний источник показывает, что расстояние до него составляет от 8 до 9,5 млрд световых лет, в то время как астрономы точно знают, что до галактики, в которой он находится, 3 млрд.

Очевидно, зависимость нарушается из-за среды вокруг нейтронной звезды. По мнению ученых, в данных случаях она может быть новорожденной и все еще окруженной остатками сверхновой. Происходящие процессы остаются слабо изученными.