Ядро белого карлика начало превращаться в алмаз

Ученые нашли недалеко от Земли белый карлик, являющийся частью системы, в которую входят еще три звезды. Они предположили, что середина этого мертвого светила уже начала превращаться в алмаз.

Ядро белого карлика превратилось в бриллиант
Ядро белого карлика превратилось в алмаз. Источник: www.sciencealert.com

Новый белый карлик

В недавно опубликованной статье в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society ученые сообщили, что относительно недалеко от Земли найден новый белый карлик. Он находится на расстоянии 104 св. лет от нас в ранее уже известной системе HD 190412. Три других звезды в ней принадлежат к главной последовательности.

Сама звезда имеет размер, сравнимый с Землей или Луной, но при этом ее масса в 1,4 раза превышает солнечную. Когда-то она была значительно больше, однако прошла стадию красного гиганта, сбросила часть массы и сейчас светит скорее по инерции.

То, что звезда находится в кратной звездной системе со светилами главной последовательности, дает возможность оценить время, за которое это произошло. Однако ученых больше всего поразило не это. Проанализировав соотношение температуры и массы звезды, они пришли к выводу, что ее недра медленно превращаются в алмаз.

Алмаз внутри белого карлика

Вообще в том, что белые карлики со временем должны превращаться в алмазы, для ученых нет ничего нового. Эволюционные модели показывают, что со временем они должны полностью перестать светиться и превратятся в черные карлики. Правда, для этого нужно около 1 квадриллиона лет. Поэтому подобные объекты мы увидим еще нескоро.

Однако в результате этого процесса белые карлики действительно должны превратиться в алмазы. Атомы углерода и кислорода, из которых они состоят, свободно мигрируют и со временем занимают места в узлах кристаллической решетки. И это вызывает своеобразное плато в процессе угасания звезды.

Так произошло и в случае системы HD 190412. Ее возраст оценивается в 7,3 млрд лет. Сам белый карлик образовался из красного гиганта примерно 4,1 млрд лет назад, то есть вскоре после того, как образовалась Земля.

Однако при этом белый карлик немного горячее, чем должен был бы быть. Ученые подозревают, что причиной этого стала именно кристаллизация, которая затормозила процесс охлаждения по крайней мере на 1 млрд лет. Они изучают другие подобные системы для того, чтобы больше узнать об этом явлении.

По материалам www.sciencealert.com.