Взорвется ли «климатическая бомба» в вечной мерзлоте

Ученые смоделировали возможный процесс таяния вечной мерзлоты и пришли к выводу, что никакого переломного момента, когда в результате этого взорвется «климатическая бомба», не будет. Органические соединения не высвободятся все вместе в атмосферу, мгновенно превратив планету в ад. Однако расслабляться все равно не стоит.

Вечная мерзлота
Вечная мерзлота. Источник: phys.org

«Климатическая бомба» в вечной мерзлоте

Вечная мерзлота — это участки земного грунта, где под верхним его слоем на глубину до нескольких метров лед сохраняется даже летом. То есть он не тает уже тысячи и десятки тысяч лет. Однако вскоре это может произойти и тогда взорвется «климатическая бомба», что приведет к катастрофическим последствиям. Однако недавно группа ученых под руководством исследователей из института Альфреда Вегенера показала, что это не совсем так.

Вечная мерзлота, по оценкам ученых, покрывает до четверти всей суши в Северном полушарии. Беспокойство ученых вызывает не сам лед под землей, а органические соединения, которые содержатся в нем. В свое время растения и животные консервировались во льду.

Выполненные ранее моделирования показали, что, как и антарктические ледники, вечная мерзлота может некоторое время сопротивляться повышению температуры. Однако при пересечении определенного предела количество воды и углекислого газа пересечет определенный предел, за которым возникнет положительная обратная связь. Чем больше будет таять лед под землей, тем интенсивнее этот процесс будет происходить.

Вечная мерзлота по всей планете превратится в вонючее болото, а бактерии наконец получат доступ ко всей органике в ней. Эффект «Климатической бомбы» заключается в том, что углекислый газ вызовет скачкообразное повышение парникового эффекта и Земля начнет стремительно нагреваться до температур, при которых жизнь на ней станет невозможной.

Что показало новое исследование

В новом исследовании ученые использовали большие объемы открытых данных и свои собственные выкладки для того, чтобы построить новую модель таяния вечной мерзлоты. Она показала, что действительно в результате постепенного нагрева будет наблюдаться положительная обратная связь.

Она будет проявляться в появлении многочисленных теплых озер талой воды, которые будет нагревать Солнце, и это будет усиливать темпы высвобождения органических соединений вокруг. Также свою роль в этом процессе играет сокращение площади северных лесов.

Однако, по мнению исследователей, все эти процессы будут локальными. То, что где-то образовалось термокарстовое озеро, не будет влиять на состояние вечной мерзлоты за тысячи километров от этого места. То есть никакой границы, после которой процесс сразу станет необратимым и повлечет глобальную катастрофу, нет.

Однако это вовсе не означает, что на состояние вечной мерзлоты можно не обращать внимания. Изменения все же будут происходить, хотя и в каждом регионе отдельно. Будет несколько этапов, на каждом из которых выделение газов уже нельзя будет прекратить на определенной местности. Поэтому ситуация даже опаснее, чем считалось до сих пор, ведь мы не можем сказать, сколько мы на самом деле еще можем нагревать атмосферу.